СМИ обсуждают «наследство Пригожина»: активы, пассивы, устоит ли «бизнес-империя»… Хотя терминология, пожалуй, не вполне соответствует — вот прямо-таки империя? А если убрать из её фундамента государственные контракты, много ли этажей останется? Впрочем, на сей счёт пусть родственники размышляют, однако есть один актив (крупный, но не материальный), касающийся и посторонних.
Какая судьба ждёт теперь бренд «Вагнер»? Бренд, напомню, это и символ, и имидж, и ещё целый комплекс представлений, эмоций и ассоциаций. Сразу оговорим тему — к музыке имеющей отношение опосредованно. Ведь тот композитор складывал не только звуки, но и буквы, чем и полюбился потом определённым потомкам с определённым складом ума.
Между прочим, некоторое литературное достояние Вагнера признано судом РФ «экстремистским» и внесено в соответствующий реестр. Цитирую, в частности, решение Вельского районного суда Архангельской области: «В брошюре „Еврейство в музыке“ с указанием автора Рихарда Вагнера присутствует признак экстремизма — возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни». О как!
Впрочем, разговор не о частностях. Наиболее рьяные популяризаторы в РФ «Вагнера» (на уровне букв, ибо в филармониях или на симфонических симпозиумах замечены не были, что как бы намекает, почему именно «Вагнер») — мертвы. И, казалось бы, в рамках импортозамещения вполне можно один бренд зачеркнуть. Заменить, допустим, на другой, тем более в государстве, где регулярно напоминают о «денацификации». Например, «Чайковский», если уж такая традиция возникла называть ЧВКистов «оркестром» и «музыкантами». Заодно аббревиатура зазвучит новой расшифровкой: «Чайковская военная компания»
Хотя в разрезе «защиты традиционных ценностей» Чайковский, наверно, сомнителен — он тоже после себя не только ноты оставил, но письма, и дневники — а от них до «пропаганды ЛГБТ» совсем близко. То ли дело — консервативный Вагнер, последователь идей Гобино, среди которых были и такие: «Славяне — это стоячее болото». Есть у Вагнера и про героизм - почти так и называется «Героизм и христианство», где встречаются разные слова, в том числе: «Высшие расы пострадали от потери своей чистоты, вынужденные смешиваться с низшими».
Естественно, в современную эпоху Вагнера надо слушать, а не читать. Его «Полёт валькирий» широко известен, но это лишь начало третьего действия оперы «Валькирия» — одной из четырёх, составляющих цикл «Кольцо нибелунга», общее исполнение которого занимает более 15 часов.
Нигде не упоминается, что среди вещей, оставшихся после гибели руководства «Вагнера» остались флешки с многочасовыми записями музыки Вагнера. Зато уже имеется короткий гимн Вики Цыгановой с зажигательным припевом:
Так давай, Вагнер, играй
Оркестрантов своих поднимай
Поднимай лёгким взмахом смычка
Наша русское ЧВК.
Очень нетривиальным в данной песне предполагается путь «нашей русской ЧВК» — «во Вальхаллу их путь в ярком свете», да ещё «под крики Химер». Могут возразить, что «метафора», мол, «аллегория» или прочая «образность». Согласен, бренд для того и нужен, чтоб навевать (напевать?) представления, эмоции и ассоциации. Это ведь, смотря какой бренд! А если вспомнить другую песенку, из мультфильма советского периода? «В море синем, как в аптеке, всё имеет суть и вес — кораблю, как человеку, имя нужно позарез. Имя вы не зря даёте, я скажу вам наперёд: как вы яхту назовёте, так она и поплывёт!»
Резюме для особ особо одарённых, которые способны усмотреть «умаление величия»: бывает, что имидж долго формируют, но случается, что и быстро расформировывают («ребрендинг»). Обычно после существенных изменений в компании. Позывы позывного «Вагнер» не слишком уместны для нашего места, Вальхалла — в другой стороне. А вот в консерватории — пожалуйста, ради Бога!