У кого-то из тех, кто неравнодушно дышит к теме национального вопроса, волосы встали дыбом: в волгоградской школе № 33 набрали целый класс из детей мигрантов — и те ни слова не знают по-русски! Дожили. Потом оказалось, что набрали деточек еще год назад и все это время они учили-таки великий и могучий. Час от часу не легче.
То, что в школьных классах много нерусских мы и так знали, но не до такой же степени — одни приезжие их ближнего зарубежья, да к тому же по-русски ни бельмеса. Во всем классе только учительница и знала язык титульной нации, да и та, дескать, не выдержала и уволилась.
Потом оказалось, что все не так просто и прямолинейно, как некоторые себе «накрутили». Дело-то не в том, что в школе № 33 поселка «Аэропорт» закончились все местные белокурые детишки, а остались только чернявые дети приезжих. Местные тоже по-прежнему родятся и через шесть-семь лет готовы к учебе. Ведь класс для нерусских имел обозначение 1 «Ж», а значит было не меньше шести-семи первых классов, а буквой «Ё» классы обычно не называют. И это все в спальном районе города, состоящем из многоэтажек, поселке «Аэропорт», названном так не потому, что он ютится рядом с нынешним Международным аэропортом «Гумрак», в смысле на отшибе, а в честь некогда существовавшего аэропорта, еще в Сталинграде, на его месте сейчас парк «Аэропортовский». Нынче это, считай, самый центр, хотя и не исторический.
И вот год назад руководство учебного заведения предприняло педагогический эксперимент. Хотели как лучше, как удобнее учить учителям, а не учиться ученикам, собрали всех не понимающих по-русски в один класс. Но эксперимент этот завершился не так, как планировали. Но это же в конце концов эксперимент в духе Ушинского и Макаренко, и может закончиться как успешным результатом, так и прямо противоположным.
Эксперт по вопросам миграции, главный научный сотрудник Института демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ, доктор социологических наук Виктория Леденёва считает, что создание класса для детей мигрантов было инициативой именно этой школы:
— Хотели сделать такой класс и сделали. И учительница должна была их обучать не только информатике, но и русскому языку. Через год она отказалась это делать, вот и вся история.
Главное, что очень многие у нас против того, чтобы создавать такие отдельные классы для детей мигрантов. Но здесь нет единого мнения. Министерство просвещения тоже консолидированную позицию не высказало в этом вопросе. Некоторые считают, что нужно создавать такие классы для обучения русскому языку, а потом переводить детей в общие классы.
«СП»: Напомним, что так делают, обучая взрослых иностранцев и это называется «русский язык с нуля». Наверное, хотят использовать подобные наработки?
— Большинство специалистов придерживается мнения, что дети должны учиться в смешанных классах. В Министерстве просвещения не первый год думают о том, какая доля детей мигрантов должна быть в классе, чтобы не навредить местным ученикам: 5%, 10%? Как их распределять — об этом сейчас дискутируют. А то, что в Волгограде сделали такой класс — ну сделали и сделали. Это история чисто отдельно взятой школы, ничего особенного.
«СП»: Но случай получился показательным, ведь тема животрепещущая. А многие еще и поняли ее немного превратно.
— У нас вся миграционная политика животрепещущая и вообще все, что связано с приезжими. Вопрос, конечно, не в конкретной школе и тем более не в конкретной учительнице, а в том, как у нас политика проводится, почему у нас так много детей приезжает вместе с трудовыми мигрантами. Начинать надо с этого, а потом уже все остальное. Назначать виноватой одну учительницу не стоит.
«СП»: Об этом речи нет. Хотелось бы разобраться как быть в принципе: объединять детей мигрантов в отдельные классы или распределять среди местных? Ведь дети учатся языку в общении друг с другом, и может быть даже лучше если общаются со своими сверстниками, а не только с учителями?
— Мне непонятно, почему учительница отказалось обучать детей русскому языку. Наверняка руководство с нею как-то заранее договаривалось. Могли и бы не создавать такой класс, и не случилось бы такой нашумевшей истории.
«СП: Скорее всего, шумиха не поспособствовало продолжению эксперимента?
— Может, его и продолжат. Детей-то надо обучать, надо ими заниматься, поэтому придумали схему. После отказа одной учительницы сразу нашли другого человека. По мнению администрации школы, так лучше. Мне кажется, пока просматривается лишь некий внутришкольный конфликт, — считает эксперт.
Как бы то ни было, руководство учебного заведения решило сформировать класс из учеников, которые не знают русский язык, детей из семей мигрантов. Это еще не «гетто», не «резервация», но, можно сказать, шаг в данном направлении. Ну теперь-то педагоги оправдываются, что «с помощью нововведения планировали быстрее погрузить детей в языковую среду». На практике же они детей от этой среды отделяли, в нее нерусские ученики попадали только на пяти-десятиминутных переменках, резвясь по коридорам, а на уроках все сорок пять минут видели только свою учительницу Ирину Плотникову. Год она помучилась и теперь, как пишут, перешла преподавать информатику.
Выясняется, что и раньше педагог жаловалась на сложность в преподавании. Рассказала, что дети часто приходят на урок без выполненного домашнего задания. Они не понимают, как его вообще делать, и родители не могут помочь. Хотя в принципе дети трудолюбивые и старательные.
А в городской администрации вообще говорят, что информация об «отсутствии учителя в одном из начальных классов в МОУ СШ N 33 не соответствует действительности». Педагогический состав в школе сформирован в достаточном количестве для обеспечения образовательного процесса для всех классов. И вообще «по факту появления и распространения недостоверной информации готовится обращение в прокуратуру», заявили в пресс-службе городской администрации. То есть главное в претензии — наличие преподавателей, а не учеников титульной государствообразующей национальности, которых хватает.
А прокуратура и без того уже тут как тут, проводя проверку после появившейся информации о том, что в классе с учениками, не владеющими русским языком, отсутствовала учительница.
Но досужие эксперты из числа нас, писателей с читателями, склоняются к тому, что педагогический эксперимент в школе № 33 «завершился провалом». Хотя наше мнение и не столь авторитетно, но мы народ. А еще говорят, что руководство учебного заведения приняло решение объединить не говорящих по-русски детей в отдельный класс… вопреки мнению «понаехавших» родителей, многие из которых — и это важно — имеют российское гражданство, а у их детей в свидетельстве — «место рождения — Волгоград».
Они-то как раз хотели, чтобы их дети заговорили по-русски. А классная руководительница год спустя отказалась в одиночку спасать мир. «Русский мир». Вопрос непростой. Проще, конечно, прошипеть: «Гнать надо этих мигрантов поганой метлой» Тебе ответят: «Гони. Потом сам возьми эту метлу и подметай улицы».
Хотелось бы, чтобы все дети могли нормально учиться: и те, для кого русский родной и те, для кого он благоприобретенный. У нас в России нет своих «Чайнатаунов» и «Брайтон-бичей», но стоило только в одной школе детей мигрантов собрать в одну аудиторию, как народ сразу вспомнил про этническую преступность в 90-е.
Да, проблемы были, есть и будут, причем не только в России, по всему миру это весьма болезненный вопрос. И тут надо понять, кого мы хотим вырастить в результате из детей приезжих — лиц, ощущающих себя изгоями, или граждан, гордящихся своей новой родиной? А когда ответим, тогда и принимать решения — и не в порядке эксперимента, а в рамках программы национальной политики.