Народных избранников должно уважать. Но некоторые идеи, посещающие головы наших законодателей, заставляют задуматься кое о чем.
Например, депутат Михаил Матвеев заявил, что профильный комитет Госдумы рассмотрит законопроект о переходе на летнее время, несмотря на отрицательный отзыв правительства.
Документ внесли в Госдуму ещё в июне, согласно ему, предполагается вернуть перевод стрелок на один час вперед с марта по октябрь. Причем уже в следующем году.
Новость эта собрала массу недовольных комментариев.
Большинство пользователей открыто выражает недовольство:
«Этому комитету Госдумы больше нечем заняться?», «Кто за них голосовал? Или они все по списку прошли в Думу?», «Когда уже эти бездельники делом займутся?», — возмущаются люди в соцсетях.
И даже те, кто пытается найти в предложении депутатов рациональное зерно, недоумевают:
«В России не один часовой пояс, кому-то ваш переход все равно будет не удобен. Может, проще оставить время в покое и просто допустить переходы на летний и зимний графики работы по усмотрению руководства предприятий?», «Переход на „сезонное время“ отражается падением производства в сельскохозяйственной сфере и животноводстве… Это ещё в СССР вынуждены были признать».
Но это всё — эмоции.
Тут как раз важным может оказаться мнение экономиста. Ведь у нас, к сожалению, мало что делается для людей. Их мнение в расчёт редко когда принимается. В основном власть имущие заботятся о прибылях в экономике. Так вот, известный экономист Андрей Бунич сильно сомневается в том, что перевод стрелок пойдёт во благо.
— Я не знаю, зачем это делается. Если речь о том, что перевод стрелок выгоден для российской экономики, то возникает вопрос: почему от него в свое время отказались? Ведь мы десятилетиями жили при летнем времени и при зимнем времени.
Но потом власть пришла к выводу, что те минусы, которые при этом возникают, перевешивают плюсы. Россия от этого отказались. И теперь непонятно, с какой стати мы снова к этому можем вернуться?
Если есть какие-то расчеты, то пусть нам с ними дадут ознакомиться. Иначе складывается впечатление, что депутатом просто больше нечем заняться. Я полагаю, что особой выгоды экономической не будет, потому как надо учитывать и неизбежную дезорганизацию, с которой страна сталкивается при переводе стрелок.
Это нарушает многие привычные процессы. И на мой взгляд, сейчас, в крайне нестабильное время, подобные встряски вообще неуместны. Первый аргумент, который обычно приводится в пользу перехода на летнее время, это экономия на освещении. Так покажите суммы, которые были сэкономлены!
И объясните, почему ранее отказались от этой экономии. Эти два вопроса следует задать депутатам, которые ратуют за переход. Пусть предъявит все цифры, на основании которых будут принимать решение.
Андрей Бунич считает, что на самом деле произвести точные подсчеты и сказать, что переход на летнее время однозначно выгоден, очень сложно.
— Теоретически выгода должна быть. Но ведь есть же масса сопутствующих обстоятельств. Например, люди привыкают к определенному ритму жизни, а привычки тоже дорогого стоят. Это тоже определенный капитал.
При переводе стрелок многие сбиваются, теряют чувство времени, а некоторые просто забывают перевести стрелки. В результате — массовые опоздания. И это касается не только быта. У нас миллионы граждан. Они совершают огромное количество транзакций, в том числе финансовых. И тут возникают проблемы юридические, договорные. Нарушаются хозяйственные, производственные процессы.
И вообще, сейчас будоражить лишний раз людей, я считаю совершенно неуместно, — уверен экономист.
Игра со временем — дело, и вправду, неблагодарное. Если коров положено доить в 4 утра, то бурёнки не будут в восторге, когда доярки заявятся в коровник на час раньше. Если врачи рекомендуют загорать с 9 до 11 по астрономическому времени, то перескоки туда-сюда не отменят этого временного промежутка. Ну, а если вы летом приучите свою собаку к выгулу в 6 утра, то зимой она вас поднимет в 5, и вы не сможете ей объяснить, что стрелки перевели и нужно спать ещё целый час.
Впрочем, у идеи введения летнего и зимнего времени есть и сторонники. Адвокат и общественник Дмитрий Аграновский горячо это начинание поддерживает.
— Я отношусь к тем жителям страны, которые радуются переходу на зимнее и летнее время. Россия — страна холодная, а теперь ещё мы живём в темноте, потому что у нас украли этот летний час. Это первое.
Второе: наше время по совершенно непонятным причинам рассинхронизировали со всем миром, потому что весь мир переводит стрелки: и Китай, и Германия, и Албания. Все электронные устройства переводят время! Это - выгодная и правильная практика, от нее мы отказались по совершенно непонятным причинам. Видимо, по тем же, по которым милицию переименовали в полицию. Хотя большинство населения этого переименования не приемлет. То же самое происходит и с закрепленным зимним временем.
«СП»: А вот народ в комментариях ругается на депутатов за эту инициативу со страшной силой.
— На мелочах зацикливаться только шизофреники. Я неоднократно летал на следственные действия в Магадан, в Южно-Сахалинск. Так вот, уже на второй день организм приспосабливается к разнице во времени. Также наши спортсмены, когда летают на соревнования в США или в Южную Америку, адаптируются очень быстро. А сейчас, смотрите, только начало сентября, а у нас в Москве и Подмосковье в 8 часов вечера — темнота. Хочется пожить на светлой стороне немножко дольше!
С этим подходом тоже спорить трудно.
И всё-таки непонятно: почему депутаты этим озаботились сейчас? Тем более, что недавний опрос «Комсомольской правды» показал, что переход на летнее и зимнее время поддерживают только 20% опрошенных
Учитывая, что Россия продолжает СВО, причём в сложной обстановке, да ещё доллар скачет как на майдане, и всё вверх, и выборы приближаются, неужели в стране нет более насущных проблем, чем перевод стрелок? Или же нас потихоньку, туманными намёками, начинают готовить к тому, что в президентском кресле может оказаться Магистр Тьмы Дмитрий Анатольевич, который в 2011 году своей волей погрузил европейскую часть России во мрак: страна стала жить по постоянному летнему времени, опережающему астрономическое время на два часа. Получалось, что осенью и зимой люди шли на работу в ночи и возвращались либо в сумерках, либо, опять-таки, в ночи.
Но в апреле 2014 года администрацией президента России (уже Владимира Путина) был поддержан законопроект о возврате зимнего времени. Документ устанавливал московское время равным национальной шкале времени, соответствующей всемирному координированному времени UTC +3 часа. И заодно — вводил запрет сезонного перевода времени.
В июле 2014 года Путин этот законопроект подписал. И следующей зимой россияне, спеша на работу к 9 утра, уже радовались тому, что на улице светло! При этом решение о возврате зимнего времени и прекращении практики сезонного перевода стрелок доходчиво и убедительно аргументировалось и экономистами, и врачами, и социологами. Куда же подевались их аргументы?
И что же такое происходит в российской политике, если депутаты готовы поставить под сомнение мудрость гаранта?