Итоги очередного рейда силовиков по подпольным оружейным мастерским настораживают. Согласно заявлению ФСБ, силами этой структуры при взаимодействии с МВД России и Росгвардией была пресечена противоправная деятельность 217 жителей, причастных к восстановлению боевых свойств военных изделий и их сбыту.
Обыски в июне-июле прошли по всей стране: от Москвы до самых до окраин, включая Крым, ЛНР, ДНР, Северный Кавказ, Омскую область и Забайкалье. Подпольные мастерские выявлены в 53 субъектах Федерации. Изъяты пулеметы, автоматы, винтовки, пистолеты и револьверы, артиллерийские снаряды, мины, гранаты, электродетонаторы и патроны, а также порох и тротил.
В результате из незаконного оборота изъято 757 единиц огнестрельного оружия отечественного и иностранного производства. Количество найденных патронов исчислялось десятками тысяч. Силовики обнаружили и образцы времен Великой Отечественной войны, вроде немецкого пулемета MG42, пистолета-пулемета ППШ, и ещё довоенные наганы, считающиеся у коллекционеров «культовым» оружием, современные АК-12, СВД, Uzi. И много чего ещё.
Рейд был не первым и, уж точно, не последним. Вообще, проводятся они регулярно. Так осенью прошлого года сотрудники ФСБ задержали 123 подпольных оружейников в 45 регионах России. Силовики изъяли 353 единицы «стрелковки» и более 37 тыс. патронов, 79 кг взрывчатых веществ, 462 гранаты. Всего было накрыто 45 подпольных мастерских по модернизации оружия.
Но в прошлом году любителям «похимичить» было несколько вольготнее. Разумеется, их деятельность и тогда была противозаконной, но диверсанты, завербованные СБУ, сидели тихо, как мышь под метлой.
А сейчас то и дело поступают сообщения: попытались подорвать железнодорожные пути, запустили снаряженный боеприпасом беспилотник. В такой ситуации, разумеется, контроль над оборотом оружия и взрывчатых веществ ужесточается максимально. А значит, выявлять подпольные оружейные мастерские силовики станут активнее. И караться такого рода деятельность будет жёстче.
Хотя проблема нелегальных оружейников стояла всегда, напоминает президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.
— Раньше, во времена Советского Союза, потом в России, переделкой нелегального оружия занимались так называемые черные копатели, которые находили старое оружие, приводили в боевое состояние и по каким-то своим каналам продавали криминалу.
По большому счету, сейчас в такой деятельности нет необходимости, потому что обращение оружия в России идет и легально, и вчерную. Да еще на фоне того, что происходит с Украиной, никаких проблем в том, чтобы криминалу приобрести боевое оружие, не существует. И в этом же нет никакого секрета, причем речь может идти об оружии после боёв с какими-то дефектами, которое приводят в порядок и продают. Или о целых партиях бракованных образцов. Их подправляют и опять-таки продают.
«СП»: Как пресечь нелегальную переделку и последующий оборот оружия? Наказывать по максимуму? Продолжать ужесточать законодательство?
— У нас уже столько законов принято! И если бы они выполнялись, мы бы жили в прекрасном мире. Так что, как бы мы их ни ужесточали, это ни к чему не приведет. Все равно будут торговцы оружием. И люди, которые платят очень серьезные деньги, так называемые «откаты», тем, кто крышует — как МВД и прочим силовым блокам, так и криминалу. Никакие законы, никакие проблемы для этих людей не препятствие.
Военный эксперт Виктор Литовкин обращает внимание на другую сторону этой проблемы. Которая, кстати, УК РФ в расчёт не принимается.
— Человек талантлив, и он хочет проявить себя. Подпольный оружейник — это зачастую современный Левша. Он должен показать, что способен сделать оружие не хуже, чем официально признанные конструкторы. Какой-нибудь слесарь высокого класса хочет продемонстрировать свое мастерство всем. И, в первую очередь, самому себе. Ну, не получилось у человека устроиться работать в оборонный концерн. И он у себя дома, на станочке в гараже делает это оружие.
При этом он далеко не всегда работает на какие-то криминальные структуры. Он самоутверждается таким образом, часто даже не понимая при этом, что нарушает закон. И не задумывается над тем, что изготовленное им или переделанное оружие может быть использовано в преступных целях. Это, на мой взгляд, самая главная причина, почему люди занимаются оружием. Сегодня его — как грязи. Несмотря на старания правоохранителей, оно кочует по стране со всех войн: с афганской, с двух чеченских кампаний, конфликтов в Закавказье. Да ещё из зоны СВО. Стремление человека к самореализации ничем не отбить.
«СП»: Когда в кустарных условиях ремонтируется раритетный пистолет или ради интереса собственноручно делается что-то огнестрельное, это, хоть и с натяжкой, можно посчитать способом самореализации. Но ведь подпольные оружейники берутся за изготовление даже гранатометов.
— Изготовить гранатомет на самом деле не очень сложно. Ведь что он из себя представляет? Это труба, в которую вставляют гранату, бьют по капсюлю, и она летит. На самом деле гранатометы — примитивное оружие. Там только нужно сделать раструб, чтоб газы не били в человека. То же самое миномет.
У него тоже есть труба, которую при определенном наклоне можно направить куда угодно. Делаешь угол по отношению к земле: выше, ниже вправо-влево. И вся премудрость. Тем более что сейчас уже есть справочники со всеми расчётами. Вон палестинцы делают свои «Кассамы». Это же, фактически, наши «Грады». В трубу вставляется снаряд, поджигается, и он летит. Куда упадёт — туда и ладно.
В том, что наши люди способны и блоху подковать, и гранатомёт из подручных деталей собрать, мы, конечно, не сомневаемся. Но в УК РФ есть 223-я статья. Согласно ей, за незаконные изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия, его основных частей (за исключением оружия ограниченного поражения), а равно незаконное изготовление боеприпасов — можно загреметь на нары на срок от четырех до шести лет. Да ещё штраф влепят от ста до двухсот тысяч рублей.
А если речь будет идти о предварительном сговоре и участии группы лиц, то свободы можно лишиться и на восемь лет. Не слишком дорого обойдётся такое самовыражение?