Оформление статуса пенсионера — обязанность самого сотрудника, подавать документы следует в строго определенный срок. Возмещать просроченные по вине гражданина выплаты государство не станет, пояснил декан факультета права НИУ ВШЭ Вадим Виноградов.
Совет представителя либеральной «мекки» — Высшей школы экономики (о роли ее основателя Евгения Ясина писала «СП») звучит как издевательство. Как будто гражданин заранее виноват перед государством, рассчитывая на пенсию, а не сформировал ее сам за счет своих отчислений.
Именно в таком русле ведется пенсионная политика с начала реформы 2018 года. С тех пор из-за повышения пенсионного возраста численность пенсионеров сократилось уже на 2,4 млн человек, следует из доклада РАНХиГС.
Авторы пенсионной реформы, видимо, счастливы уменьшению числа «иждивенцев» на своей шее. Лучше этого, наверное, только вымирание «лишних» людей. Социально-экономическое людоедство какое-то…
Интересно, что представители и той, и другой кузницы государственных кадров синхронно видят в происходящих процессах, не тот прискорбный факт, что старики вынуждены работать, чтобы свести концы с концами, а выгоды, которые от этого получит рынок труда.
Повышение пенсионного возраста прибавило рынку труда 1,7 млн человек. Вот главная мысль, которую подчеркивают либеральные вивисекторы. Такой лозунг, начертав его на синем полотнище (не на красном же!) можно повесить где-нибудь в Минэкономики.
Не экономика для человека, а человек и сама его жизнь, его время для экономики. Ведь рулят ею на высоких постах немногие и в целом в пользу своего социально близкого себе класса — начальства и бизнеса. А значит любой дополнительный ресурс приветствуется. Всё в дом, ничего из дома.
Кто виноват?
А ведь рост благосостояния — основной запрос избирателей к будущему президенту РФ, как выяснили социологи. Об этом говорят 79% опрошенных. Из них 31% акцентируют внимание именно на пенсиях. Всё устраивает лишь 8% россиян.
Мечтать, как говорится, не вредно. Трудно представить, что власти, поняв свою ошибку, откажутся от пенсионной реформы, пойдут людям навстречу. Тем более, что в свое время её неизбежность объяснял Владимир Путин лично. А он, как утверждают, «назад не ходит».
Правда, объяснения с экрана ТВ президенту пришлось давать по вполне ясной причине. «Я против увеличения возраста выхода на пенсию. И пока я президент, такого решения принято не будет», — обещал россиянам глава государства в прямом теле- и радиоэфире.
Законодательно повысить пенсионный возраст для нашей же пользы рекомендовал МВФ. Но кто такой этот МВФ? Начальник Кремля? Ведь тот же Путин, придя к власти, форсировал выплату процентов по кредитам Ельцина, ликвидировав долг. Значит, понимал, что посулы МВФ — ловушка.
Разумно предположить, что пенсионная реформа стала своего рода отступным либеральному классу во власти и стране в рамках извечно соблюдаемого президентом стремлении к балансу. Жаждете крови людей? Нате, подавитесь. О политических последствиях этого «нате», видимо, не подумали.
Именно чувством вины перед соотечественниками может объясняться какое-никакое, но все же последовательное повышение абсолютного размера пенсий после 2018 года. Так, с 1 октября текущего года рекордно — на 10,5%, выросли пенсии военным и бывшим силовикам.
В 2024 году пенсии неработающих пенсионеров в России должны быть проиндексированы еще на 7,5%. Это уже поддержали члены Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, куда входят крупнейшие профсоюзные ассоциации. И то хлеб.
Правда, с работающими пенсионерами пока затык. Чиновники считают, что раз некоторые старики еще в состоянии работать, то и индексация пенсий им не положена. При этом они часто ссылаются на советскую практику. Они бы и во всем остальном ей следовали — претензий бы не было.
Поразительно, на официальном Тг-канале, запущенном кабмином, чиновники сами дают советы, как обойти ими же созданную ситуацию низких пенсий работающих пенсионеров: по договоренности с начальством уволиться, СФР сделает перерасчет, а потом снова трудоустроиться.
Что делать?
Фиктивные схемы приходится применять, когда не дорабатывает закон. Но и там, где все выглядит вроде бы прилично, в реальности — дела швах. При всех индексациях, даже если высоких, суть пенсионной реформы не меняется — у людей похитили пять лет жизни, свободной от работы.
Мужчины в России живут в среднем по 67−68 лет. Выйдя на пенсию в 65, им остается лишь подготовиться к уходу на тот свет. Кстати, куда идут накопленные за их жизнь пенсионные отчисления? Здравый смысл подсказывает, что дебет с кредитом в пенсионной бухгалтерии РФ не очень-то сходится.
Какой толк в высокой пенсии, если человек до нее не доживает или дожив, наслаждается ею считанные годы? Этак можно и до 80−90 лет поднять пенсионный возраст, поманив гипервысокими выплатами для единиц. Не аргумент. Дорога ложка к обеду, а пенсия к старости.
Если до начала СВО последствия пенсионной реформы были, пожалуй, единственной острой социальной темой, то сейчас их множество. Так, может, имеет смысл в связи с форс-мажорными обстоятельствами отказаться от людоедской реформы, снискав понимание и поддержку общества?
Это не грех сделать и по моральным (еще верим, да!), и по вполне прагматичным политическим причинам. В 2024 году ключевые для страны выборы, а люди старшего возраста по-прежнему остаются главными избирателями. Неужто не уважим? Или общественная солидарность и поддержка власти уже не требуется?