Регулярная «оцифровка» российских детей в школах, возможно, наконец прекратится. Ситуация, когда недоросли вместо продуктивной работы на уроке пялятся в свои телефоны под столами или того хуже — используют их в качестве «оружия» против учителя, угрожая снять и выставить в Сеть, стала настолько нетерпимой, что сподобила власти внести закон, ограничивающий использование гаджетов в учебном процессе.
«Не пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий при реализации основных общеобразовательных программ, за исключением случаев, предусмотренных образовательной программой, или возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаях», — сказано в тексте документа.
На человеческий язык сухие формулировки закона перевел министр образования Сергей Кравцов. Оказалось, речь не идет ни о каких запретах. Ученик будет всегда на связи с родителями, но на уроке мобильные устройства должны использоваться исключительно с разрешения учителя. Министр надеется, что инициатива вызовет конструктивную дискуссию на разных площадках. У нас, в «СП», она уже началась…
Приглашение к диалогу демократично, похвально и соответствует широте обсуждаемой проблемы. Но при этом выдает и неуверенность профильных чиновников в своей правоте. Мол, как мы все вместе решим, так оно и будет. Попытка заранее уйти от ответственности? Впрочем, министра понять можно. Разъяренные родители — тот еще контингент. И подростки тоже. Определенный консенсус все-таки важен.
Тем более предыдущая по времени попытка пресечь порочную практику провалилась. Иначе закон бы не появился. С 1 сентября 2022 года использование мобильных телефонов на уроках в российских школах запрещается, грозил Кравцов годом ранее на IX Общероссийском родительском собрании, ссылаясь на санитарные нормы. Тогда в серьезность министра не поверили. Пришлось начинать заново.
О том, как обстоят дела с телефонами в школах, поинтересовался у детей. «Учителя просто хотели, чтобы ученики не сидели в телефонах. Некоторые агитировали за сдачу телефонов. Некоторые даже брали коробки и добровольно-принудительно собирали телефоны. Ученики были не очень довольны, возмущались, говорили, конечно, что телефон это личная собственность, а еë отбирать нельзя, но особо не сопротивлялись», — ответил старший.
У младшего чуть по-другому: «В лицее можно, даже на уроках некоторые пользуются, а в прошлой школе даже на перемене не разрешали». В целом понятно — единых правил, требований нет и потому любая инициатива педагогов воспринимается в штыки, поскольку выглядит как волюнтаризм, личная блажь. Вывод: любые правила, жесткие или мягкие, годятся, лишь когда они обязательны для всех и везде.
И здесь не грех присмотреться к мировому опыту. Если и есть какие-то «общечеловеческие» ценности или проблемы, то вопрос отвлечения внимания школьников на телефоны как раз из такого разряда. Первой из развитых стран тотальный запрет на гаджеты в школах ввели во Франции. В Британии отдали это на откуп школьному начальству. В Германии ограничения вводят или не вводят федеральные земли — то есть регионы.
В других странах этот процесс тоже идет, пусть и с запозданием. Однако, с тех пор, как к теме подключилась ЮНЕСКО, регулирование наверняка появится повсюду. Смартфоны в школах всех стран мира должны быть запрещены. Политики не должны пренебрегать «социальным аспектом» обучения. Использование цифровых технологий должно быть направлено на улучшение учебного процесса, на благо учеников и учителей, а не в ущерб им, заявила гендиректор ЮНЕСКО Одри Азуле.
Российский закон оставляет широкий простор для творчества родительских и учительских масс. Педагоги совместно с родителями сами определят, как будут храниться телефоны и планшеты, которые принадлежат ученикам — в шкафчиках, в столах, в портфелях или вообще не будут приноситься школу, надеются его авторы. Страшно представить, какой гвалт будет стоять во время обсуждения. Разруливать конфликты предложено директорам школ.
Достоинство нового подхода в его комплексности. Проблема использования гаджетов — частный случай. Речь идет о принципах существования школьных коллективов, соблюдении внутреннего распорядка, введении на новом историческом этапе якобы устаревшего понятия «дисциплина» и механизма разрешения спорных ситуаций. Не прошло и 30 лет, как стало ясно, что советские школьные практики служили делу качественного образования, а вовсе не тоталитаризму.
Конечно, многое зависит от личности учителя, но без признания со стороны системы образования его непререкаемого авторитета, главенствующей роли в классе изменить характер отношений учитель-ученик вряд ли удастся. Тайная и явная съемка учителей, их шантаж и даже драки учащихся с педагогами — не лучший фон для вывода нашего школьного образования на новую высоту. Все это с принятием закона постепенно должно прийти в норму.
О важности нового законопроекта говорит состав его авторов. Среди них представители обеих палат Федерального собрания и разных партий: вице-спикеры Госдумы Петр Толстой и Борис Чернышов, глава комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, председатель комитета ГД по просвещению Ольга Казакова, их коллеги из разных фракций, а также сенаторы Ольга Забралова и Лилия Гумерова.
Кстати, минобраз с началом СВО, вскрывшей массу системных проблем в стране, пожалуй, быстрее любого другого ведомства в стране инициирует остро необходимые изменения на подведомственном ему поле. Похоже, там четко понимают, чем занимаются — будущим.