Руководство Большого театра может быть отстранено от работы. Жалобу на не надлежаще организованную продажу билетов на предновогодний балет «Щелкунчик» подали в администрацию президента, прокуратуру, Следственный комитет, Роспотребнадзор и Минкульт. На днях в очереди у театра в результате давки пострадали два человека. Им понадобилась медицинская помощь.
Авторы жалобы — не промах, они требуют привлечь руководителей Большого по «политической» 212-й статье УК РФ — «Организация массовых беспорядков». Такое обвинение, если кто забыл, звучало по итогам бунта футбольных фанатов на Манежной площади в 2010-м и после событий на Болотной площади в 2012-м. Похоже на реализацию принципа: проси больше, получишь хоть что-то.
Заявители надеются как минимум на извинения, но полностью их устроит только увольнение дирекции культурного учреждения. Также они рассчитывают на возмещение морального вреда.
«Если требование у каждого будет по 15−20 тысяч рублей, то из тех тысяч людей, которые стояли в очереди, сложится внушительная сумма», — цитирует «Коммерсант» одну из заявительниц по имени Кира.
Чувствуется железная хватка потребительского общества… Правда, любители балета готовы радеть и за общественное благо. Живая очередь — это зло, считают они. Информация о том, сколько билетов продано и кому, должна быть открытой. По мнению зрителей, до 70% билетов на дефицитный спектакль утаено от свободной продажи.
Подобные предположения подогреваются слухами о том, что депутатам Госдумы, в отличие от простых людей, вынужденных давиться в очереди, Большой театр продаёт билеты день в день. В партер по 7−15 тысяч рублей. Впрочем, эту информацию, пусть и со ссылкой на сайт госзакупок, парламентарии решительно опровергли.
Неудивительно, что подобный ажиотаж повышает интерес к теме как среди завзятых театралов, так и случайных граждан. Перебои в работе возникли после открытия регистрации билетов по паспорту на сайте Большого. В самом начале продаж число запросов превышает 75 тысяч в минуту, рассказал гендиректор театра. Вот так страсть к искусству! Похоже на DDOS-атаку.
Объектом купли-продажи стали даже места в живой очереди. Объявления о продаже билетов и браслетов для мест в очереди в кассы Большого на «Авито» варьировались от 15 до 50 тысяч рублей.
Пока сервис не прикрыл лавочку, почуяв подвох. Такое решение поможет предотвратить часть рисков и сделает покупку билетов на любимый спектакль более доступной для зрителей, верят в «Авито».
Кое-кому это удалось. «Да, это счастье!» — призналась жительница Красноярска, заполучив заветный билет, отстояв в очереди 59 часов. «Не уходила, спала здесь на деревянных поддонах», — рассказала она ошарашенной прессе. Последние пару десятков лет на такие «подвиги» были способны лишь охотники за новыми моделями айфонов. И то не все. Культурный уровень россиян вырос?
«Большой театр очень красивый, там необыкновенные люстры», — иронично комментирует директор театра «Ленком» Марк Варшавер. Всё так.
И если в начале 1990-х к позолоченным канделябрам грубо тянулись заляпанные краской электрические провода, а гардеробщицы на время действия запирали ложи снаружи на ключ (чтоб зрители не шатались!), то теперь это непотребство наверняка поправили.
Балет великого советского хореографа Юрия Григоровича уже много десятилетий является новогодней «визитной карточкой» Большого театра. Но в прежние времена иначе, как вживую или изредка по ТВ, его увидеть было нельзя. Сейчас к услугам страждущих балетного искусства любые формы дистанционных наслаждений, включая «Щелкунчик» в 3D-формате. Так в чем же дело?
Видимо, как всегда следует зрить в корень общественных отношений. Люди, по-прежнему отчаянно стремятся повысить свой социальный статус. А значит, необходимо выделиться из толпы с ее убогими возможностями. Званый ужин при свечах под виниловые пластинки на кухне «хрущевки» — убожество. Лично побывать в Большом театре, где все-все-все — вот уровень, достойный избранных.
«Им дают возможность почувствовать себя статским советником, едущим на Рождество в Большой на парадном выезде с семейством, — высмеивают «щелкунчиков» в Сети. — Ложа абонирована, в фойе чинно раскланиваетесь с другими представителями элиты Российской империи и выпиваете «вдову клико», жена в лучшем наряде с Кузнецкого, дочери щебечут в восторге от рождественской сказки.
А дома меж тем кухарка Акулина хлопочет над праздничным ужином, прислуга кладет под ёлку красиво завернутые подарки, кругом красота, благость и праздничное настроение. И ничего, что наутро статский советник снова менеджер по продажам или муниципальный чиновник средней руки, жена крутит шашни с руководителем Ашотом Вазгеновичем, а дочери слушают русский рэп".
Остроумно. Но есть и вполне серьезное объяснение. Избалованные долгими годами комфортной обеспеченной жизни, москвичи (и не только) так напуганы наступающей серьезной эпохой ответственности за себя и страну, что всеми силами пытаются доказать себе и другим, что все нормально, их обычный жизненный ритм не нарушен, что все еще может вернуться прежнее спокойное время.
Интересно, что в первых числах января 2023 года, когда в Большом тоже давали «Щелкунчика», министр антикультуры Украины Александр Ткаченко (термин Захара Прилепина) как раз настаивал в связи с этим балетом на исключении из репертуара мировых и украинских исполнителей произведений российских композиторов. Чайковский приводился в качестве примера.
«Произведения искусства рождаются конкретными людьми в определенном историко-социальном контексте, — писал Ткаченко. — Те нарративы, которые зашиты в месседже произведений искусств этих авторов, формируют сознание русских, в частности, веру в собственную богоизбранность, особый путь России и другие иррациональные утверждения». Ругают? Значит, надо брать.
Кстати, другой украинец — уроженец Львова, олигарх и вероятный спонсор ВСУ Михаил Фридман, сбежавший из России с началом СВО сначала в Лондон, затем в Израиль и, наконец, вновь вернувшийся на большую родину — в РФ, начинал сколачивать своё несметное состояние именно со спекуляции театральными билетами в Москве, о чем не постеснялся рассказать «Форбс».
Может разоренный британцами Фридман опять взялся за старое?.. Так или иначе, «Щелкунчик» в Большом и сейчас доказывает, что «в области балета мы впереди планеты всей».