Более 25 лет назад к 300-летию этого события в городе Острогожске (Воронежская область) установили памятный знак: «В период 26−28 августа 1696 года на Майдане Петр I, возвращаясь из второго Азовского похода, встретился с гетманом Украины Иваном Мазепой, обменялся с ним дорогими дарами, благодарил казаков за храбрость и верную службу».
Несомненно, к выбору исторических фактов, достойных отметки памятниками, следует подходить более тщательно, чтобы хотя бы не нагородить частокол из оных, мешающих в повседневной жизни. Вон ещё Катон-старший (тот, который «Карфаген должен быть разрушен») говорил: «По мне, пусть лучше спрашивают, почему Катону не поставили статую, чем почему её поставили».
Но в Острогожске, видимо, не тот случай — памятный знак стоит по-прежнему, только надпись теперь гласит: «в честь пребывания Петра I на Воронежской земле». Ибо, как заявило одно из местных изданий: первый текст сочинили «какие-то политтехнологи-русофобы» — не было, дескать, тогда никакой Украины, а Мазепа был гетманом Войска Запорожского.
Действительно, в тех реалиях в ходу было другое название (и не одно): Гетманщина. А Переяславский договор, строго выражаясь, не что иное, как переход реестрового казацкого Войска (вкупе с подконтрольными ему территориями) в российское подданство.
Однако же в прошлые времена и Россия по-другому звучала: Русское (Московское) царство. Надо ли на этом основании утверждать, что и «России никакой не было», а уж если рассматривать, допустим, вавилонскую географическую карту… И, почему, кстати, на протяжении долгих лет ратификация знаменательной бумаги Земским Собором и Переяславской Радой отмечалась именно как «воссоединение Украины с Россией», а не «Гетманщины с Русским царством», или «Малороссии с Советским Союзом» (в советскую эпоху)? Забыть теперь эти празднества, или переименовать задним числом?
Ладно, не станем лишний раз будоражить набивший оскомину штамп про «переписывание», сосредоточимся вот на чём. «Насаждать мазепинщину в Острогожске опасно. Ведь тем самым мы даём повод нашим оппонентам на Западе и в Киеве заявить о претензиях Украины на старинный город в Воронежской области» — тревожится местное СМИ. Это, каким же образом старинная встреча Петра I с Мазепой, где последний вручил первому саблю и щит, украшенные драгоценными камнями, вдруг обернётся теперь претензией?
Петр I, к слову заметить, много где и много с кем встречался. Прологом российско-американских отношений в историографии считается рандеву царя-императора с лидером квакеров Уильямом Пенном, основателем будущей Пенсильвании — с латинского Penn Sylvania означает «Лесистая земля Пенна». Не усмотреть ли здесь и сейчас причину для претензии? А там и до Калифорнии или до самой Аляски относительно недалеко…
Понятно, что главным тревожащим фактором для некоторых общественников Острогожска является дальнейшее предательство Мазепы. Но то, что было после, вовсе не повод и не довод стирать-забывать, что было до.
Иначе исторические фигуры повиснут во времени-пространстве. И убирая «неприятные пиксели», рискуешь повредить всю историческую картинку, где уже не ясно и очень смутно: кто, где, зачем и почему.
Рациональное мышление поменяется на «волшебное», или детское восприятие — инфантилизм как он есть. Детям следует объяснить (чтоб выросли разумными, а не зашуганными), приводить логические аргументы, что какой-нибудь «бабайка» совсем не страшен, а попросту глуп. Например (не претендую на конечные точность и объективность, но, по крайней мере, не прячу острое) так:
К 1707 году Мазепа имел всё и немножко больше. Нынешние олигархи (что российские, что украинские) по сравнению с ним тогдашним, недостойны ему даже сапоги чистить. Владелец почти 20 тысяч дворов в Малороссии и ещё 4-х тысяч с «гаком» на юге России. В полном распоряжении — более ста тысяч душ крепостных, огромное состояние, номинированное в золоте. Впрочем, что всё вышеперечисленное!
В официальных документах Мазепа именовался не иначе, как «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман и славного чина святого апостола Андрея кавалер». Сам царь ласково называл его, чуть ли не «Степановичем». Очарованный гетманом с раннего детства Пётр I до последнего считал Мазепу свои «лепшим другом» и соратником. Свидетельств тому — масса. И самое ярчайшее — история с Кочубеем, рассказанная Александром Пушкиным в «Полтаве».
Действительно, генеральный писарь и генеральный судья Войска Запорожского Василий Леонтьевич Кочубей трижды (!) предупреждал русского царя о грядущей измене, но тот не поверил.
После жесточайших пыток, где Кочубей вынужден был признаться в оговоре «по злобе», ему отрубили голову 15 июля 1708 года в селе Борщаговка под Белой Церковью — там тогда дислоцировался лагерь Мазепы. Сохранились воспоминания очевидца, как перед казнью «Кочубей зело плакал и говорил, что из-за измены гетманской быть Украине под ляхами».
Профукать всё, чем судьба наградила его за 70-летнюю жизнь, гетману удалось за два года. 22 августа 1709 года он умер в «полном ничтожестве» под Бендерами. В те годы территория Османской империи, нынче — Молдавия. Там даже соответствующий надгробный камень лежит.
«Оттуда» (в смысле из Украины), наверняка, возразят: но разве это не героический пример самопожертвования всем и вся, ради достижения высших идеалов «самостийности» и «незалежности»? Увы и ах, историческими фактами подобные намерения Мазепы не прослеживаются.
Попробуйте опровергнуть логику: почти 20 лет он беспорочно служил русскому престолу, а потом, вдруг, озаботился независимостью Украины! Для сравнения — Богдан Хмельницкий заключил договор со шведским королём Карлом Х всего через два года после принятия присяги царю Алексею Михайловичу. Правда, Хмельницкий очень вовремя умер, иначе неизвестно, что бы там осталось от его российской версии другого Договора. Но, Мазепа-то, повторюсь, 20 лет служил честно и верно!
Так, в начале 1690-х годов он жесточайшим образом подавляет восстание атамана Петрика — а ведь тот дядька был лютый «самостийник», выступавший против любого иностранного владычества, а не только русского.
В 1704 году Мазепа возжелает «откусить» у Речи Посполитой Правобережную Украину, но не ради «освобождения-незалежности», а для того, чтобы присоединить эти земли к… России. Отказался… Пётр I, ибо посчитал сие нарушением договора «Вечного мира» от 1686 года.
Наконец, Мазепа лично опровергает лавры «борца за независимость» собственной фразой, сохранившейся в веках (по воспоминаниям сподвижника Орлика, сказанная 17 сентября 1707). Фраза: «Дурак разве я, чтобы прежде времени отступать, пока не увижу крайней нужды, пока не увижу, что царское величество (Пётр I — прим. авт) не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции?.. Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству».
Что ж выходит: подопрёт — изменю, а нет — останусь? Это уже не идеалы, а откровенное шкурничество. Будущее показало: Мазепа, выражаясь его собственным стилем, и впрямь оказался дураком.
Принял первые поражения в Северной войне за крах «Московии» и выбрал, по своему разумению, сторону сильного. Переоценил, хотя уже существовала география — неужели трудно было посмотреть на карту и соразмерить «шведскую потенцию» с потенциальными возможностями противоположной стороны? Один такой корыстный, но такой неверный расчёт — и полная потеря всего, что было накоплено и достигнуто за долгую жизнь.
Вот почему я Мазепу даже изменником ни разу не назвал — только дураком, разрешив, таким образом, собственные сомнения гетмана.