Кризис, охвативший самые разные сферы российской жизни, вынуждает власти искать нетривиальные пути решения проблем. Всё чаще универсальной палочкой-выручалочкой видятся им особые группы населения, такие как, например, трудовые мигранты (также огромные надежды есть и на заключенных). За их счет надеются решить проблему нехватки рабочих рук, штурмовиков в зоне СВО, и даже поправить демографию.
Но если частичное замещение россиян на рабочих местах или в окопах Донбасса, пусть и с натяжкой, еще можно понять, то с деторождением всё куда сложнее. Ведь речь идет, как правило, о народах своей собственной, иной культуры, которые вряд ли смогут сформировать единую общность с живущими в РФ. Большинство из них, выходцы из Центральной Азии, которая давным-давно уже не советская.
Однако это никого не останавливает. Перспективы замещения уже вовсю изучают российские ученые. «Демографический кризис и внешние миграции: проблемы и решения», так называлась научная конференция, на которой были обнародованы результаты сравнительного исследования россиян — жителей столичной агломерации и живущих здесь гастарбайтеров. Для каких практических решений готовят они научный базис?
Мигранты из Центральной Азии и жители Московской агломерации обладают различными терминальными (конечными — важными сами по себе, а не для достижения той или иной цели — «СП») ценностями. Такой вывод следует из результатов опроса, представленных на конференции руководителем отдела исследования социально-демографических процессов ЕАЭС Института демографических исследований РАН Галиной Осадчей. Кто бы сомневался…
Крепкая семья и хорошие дети — наивысшая ценность для приезжих из бывших советских республик. Ее назвали почти две трети (57%) опрошенных. При том, что социологи интересовались мнением в основном молодых людей — от 18 до 45 лет. Для жителей же Москвы и Подмосковья это вовсе не приоритет. Лишь четверть (25%) местных посчитали, что счастье в его второй половине, в детях и внуках.
Половина (48%) мигрантов уверены, что глава семьи — муж, еще пятая часть (18%) — кто-то из старших родственников. Дед-аксакал? Видимо, так. Москвичи же в массе своей предпочитают равенство. На многодетную семью с тремя и более детьми ориентированы в два с половиной раза больше гастарбайтеров, чем москвичей (42% и 17%). У молодых мигрантов (до 25 лет), детей в столице РФ вдвое больше, чем у их сверстников из числа местных.
Легко догадаться, что так проявляются различия между традиционной патриархальной семьей и современной, порой сложившейся случайно (разводы!), у людей, воспитанных не строгой, но справедливой советской властью, не в страхе перед церковно-приходской иерархией, а под цветное мелькание MTV на экране. Неудивительно, что обычаи своего народа значимы для почти 80%, а религиозные традиции — для 74% мигрантов. У москвичей не так.
Но самое чудовищное — зазор в моральных ценностях двух общностей. Стремление «жить по правде, совести, справедливости» свойственно 27% мигрантов и лишь 15% москвичей. Уважение же со стороны окружающих требуется лишь 9% жителей столицы и 35% выходцев из Центральной Азии. А как же Русская правда в анамнезе? Или за 30 лет капитализма россиян отучили от справедливости?.. Может они сами забыли о ней, потеряв уважение к себе?
В связи с этим вспоминаются слова из известной песни Булата Окуджавы: «Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше». Страшные слова из прошлого, имеющие прямое отношение к настоящему. К тому же демографическому кризису, угрожающему, как объясняет начальство, будущему страны.
Если, конечно, ученые не отрабатывают заказ этого самого начальства. Отчет об исследовании надо было назвать «Москаляку на гиляку» комментируют в Сети остряки. Мол, его данные демонстрируют превосходство мигрантов в фундаментальных вещах над столичными жителями, а значит сама работа ученых толкает к совершенно понятным выводам: такое население замещать «хорошими» мигрантами не грех.
Что если это и есть тайная цель российских верхов? В моральных терзаниях по поводу судьбы соотечественников большинство из них заподозрить трудно. «Денег нет, но вы держитесь», «Государство не просило вас рожать», «У нас капитализм, нет денег — ходите пешком» — эти и другие перлы коммуникации чиновников с народом ярко демонстрируют их равнодушие и даже раздражение от необходимости учитывать интересы «подданных».
Тем более, цифры демографического спада в стране и правда ужасные. Число родившихся за 9 месяцев 2023 года снизилось на 3,2% - до 953,2 тысяч детей. Спад рождаемости охватил большинство субъектов РФ — 78 из 85-ти. И это падение наблюдается с 2014 года (постсоветский максимум), когда было 1,942 млн рождений. Да, этот год еще не окончен, но каким будет итоговая цифра — едва больше 1 млн — уже ясно.
Нельзя, конечно, сказать, что не делается попыток поднять рождаемость за счет внутренних резервов. Идеи вроде тех, что девушкам ради детей надо отказаться от высшего образования или давать отпуска зечкам, чтобы они забеременели, а за это им скостят срок, озвучиваются нашими гениями социальной инженерии регулярно. Но результата они не дают, либо ждать его слишком долго, поэтому расчет опять на мигрантов.
Тут же важен вопрос не просто численности людей, а необходимости занимать рабочие места, вкалывать, обеспечивая классу хозяев их высокий уровень жизни (а в последнее время и защиту от внешних врагов). Да, неквалифицированные Равшан или Джамшут могут лишь таскать короба с едой или мести московские улицы, но их детей, выросших и воспитанных в РФ, можно будет уже поставить к станку с ЧПУ. И отправить на фронт тоже.
Увы, такое возможно только в случае утверждения в России наднациональной идеологии, скрепляющей разных людей вместе, поднимающей их над своими племенными страстями. Но подобное вряд ли выгодно верхам, желающим разделять народы, сохраняя свое привилегированное положение. Да и не умеют они верить в идеи. А значит, все останется как есть. Россиянам, если они хотят иметь будущее, придется измениться.
Новости, мнения, комментарии о мигрантах и миграции, — в теме «Свободной Прессы».