Председатель комитета ГД по защите семьи Нина Останина обратилась в Следственный комитет и Роскомнадзор РФ для проверки сериала «Слово пацана» на предмет пропаганды опасного образа жизни для подростков.
Для воспитания подрастающего поколения нужно демонстрировать на экранах и в Сети выдающиеся достижения, грандиозные проекты, богатое историко-культурное наследие нашей страны, героев, а не подростковые банды в Казани 80-х. Такое мнение высказала зампред комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Людмила Рыбакова, комментируя сюжет нашумевшего сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». При этом она оговорилась, что сериал не смотрела.
Подобная легкомысленность, когда профильный чиновник считает допустимым давать публичную оценку, даже не познакомившись с предметом обсуждения, выглядит странно. Хотя возможно «слепота и глухота» объясняется крайней болезненностью темы для Татарстана… Те, кто застал 80-е в сознательном возрасте, помнят какой ад там творился даже в изложении сдержанного, скупого на детали советского ТВ. После всесоюзной рекламы агрессивные группы подростков в «телагах» стали появляться и в других городах.
Повторения такого, как массового явления, мало кто захочет. Видимо, не зря власти в свое время запретили съемку сериала в Татарстане и авторам пришлось отправиться в Ярославль. Сейчас, когда фильм вышел в прокат, вся вертикаль республики солидарно его порицает. Раис (глава) региона Рустам Минниханов планирует обратиться к руководству РФ с предложением ограничить показ таких фильмов. «Мы это проходили, и мы не имеем права допустить повторения событий прошлого», — объяснил свои опасения глава РТ.
В середине 80-х Минниханов (по открытым данным) учился в Казанском филиале Заочного института советской торговли. И хотя трудился он тогда не в столице республики, с реальностью казанских улиц был знаком, видимо, не по наслышке. Теперь, когда по данным местных СМИ, в некоторых районах Татарстана подростки начали подражать героям сериала, главе региона не до шуток. Ребята создали Тг—каналы с названиями известных в Казани ОПГ, забивают друг другу «стрелки», выкладывают в Сеть видео драк и делят город.
«Фильм стал романтизацией бандитизма и оправданием страшного явления — „казанский феномен“ и формирует ложные представления о криминальном мире в глазах молодежи», — сформулировала проблему детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец. Отрицать это бессмысленно. Человек — существо социальное и поэтому часто подражательное. Не зря убийство ножом 15-летнего подростка в Иркутске на выходных медиа поспешили списать на влияние нового сериала. И многие поверили, пока полиция не опровергла.
Фильм, несмотря на показанную в нем эпоху 80-х, «цепляет» зрителей своей опасной актуальностью, пусть каждый чувствует ее по-своему. Так, на Сахалине молодежь насмотревшись «Слово Пацана» бросилась в «качалки». Там их перехватывают инструкторы народных курсов военной подготовки «Рокот», помогая «формированию правильного мышления». «Братья, пока вы на фронте, ваши дети с нами!» — успокаивают они отцов — бойцов СВО. Говорят, даже на Украине местная пацанва увлеклась новым русским кино.
Фильм в считанные дни стал пусть и спорным, но явлением национальной культуры. Множество ЛОМов поспешили высказать свое к нему отношение.
«Отличный сериал про настоящую жизнь, без прикрас. Участники событий (у меня немало таких знакомых) говорят о достоверности, вплоть до узнавания деталей и персонажей, — пишет левый политик Максим Шевченко, известный тем, что однажды прямо в эфире „навалял“ Сванидзе. — Чему нас учит история казанских пацанов? Кто не предаст? Мама и друзья, проверенные в драке». А вот в государстве Максим сомневается.
Возможно ли повторение такого явления как подростковые банды, избивающие, убивающие друг друга просто так, ради власти на улице, часто без всякой привязки даже к криминальному бизнесу?
Сомнительно. В Татарстане в 70-е, когда это явление только зарождалось, прежде чем расцвести в 80-е, проводилась масштабная индустриализация, которая привела к массовому перетоку молодежи из деревень в города. Резкая смена образа жизни породила множество маргиналов. Именно эти люди составили костяк банд, стали их ядром, «зажиганием», а затем явление захватило и остальную молодежь. То есть в регионе сложились, как сказал бы Ленин, субъективные предпосылки для бунта молодежных масс.
При этом нельзя сбрасывать со счетов и объективный кризис, в который входил тогда Советский Союз. Он был, иначе не пришлось бы призывать генсеком молодого тогда Горбачева, в надежде, что он выправит перекосы, с которыми не справились старики. Не выправил. Наоборот, всё разрушил. И сейчас, ломая копья в спорах вокруг уместности демонстрации острого киноискусства, неплохо бы взглянуть на позднесоветское общество шире. Уж слишком много параллелей с окружающей реальностью напрашивается.
Можно выделить несколько крупных явлений, закономерностей, до степени смешения похожих на процессы, происходившие в 80-х, признаки которых нетрудно заметить в сериале. Не станут ли они провозвестниками новой эпохи, похожей на 90-е?
Первое, что на поверхности, это, конечно, длящаяся СВО. Аналогия с действиями ограниченного контингента советских войск в Афганистане слишком очевидна. Тогда из-за интернационального долга, теперь ради денацификации и демилитаризации. Да, сейчас срочники в боевых действиях не участвуют, но их интенсивность такова, что другого варианта сохранить генофонд нации просто нет. Один из героев «Слова пацана» — Адидас-старший, как раз вернулся откуда-то из-под Герата или Кандагара. Из огня, да в полымя.
Вернулся патриотом своей страны, несмотря на явную склонность к криминалу. Кепка-сеточка с буквами USA вызывает у него отторжение. Они (американцы) «Стингеры» духам поставляют, поясняет он брату, падкому на модные символы. Запад — враг. Сейчас всё то же самое, только куда масштабнее. И «Стингеры», и «Джевелины», и «Бредли» с «Леопардами» и «Абрамсами» везут на Украину убивать русских. Еще и взрывчаткой американской С-4 устраивают диверсии по всей России. Не замечать этот размах трудно.
Вот только идеи, столь же масштабной, всеобъемлющей, как в Холодную войну, за которую люди готовы были сражаться, исполняя интернациональный долг в Афгане (а до этого во Вьетнаме, в Корее, в Испании), сейчас, увы, не просматривается. Братство людей — повод для насмешек. «СССР производил только галоши», «Ты умри сегодня, а я завтра». Вот какие кредо доминируют в обществе с подачи законодателей мод — политиков, олигархов и деятелей культуры, сформированных 80-ми. Мораль казанских улиц выглядит почище.
Интересная параллель между событиями, показанными в «Слове пацана», и нынешней реальностью в части национального вопроса. Казанские банды объединяли татар и русских, и других равно. По территориальному признаку. Сказывалось, видимо, советское воспитание. Не то, чтобы в стране не было совсем национальных бунтов (помним и Алма-Ату, и Сумгаит), но они были исключением. Сейчас тоже всё тихо-мирно. Государственную роль русских даже внесли в Конституцию, а в зоне СВО полный интернационал.
Получается, социальные низы, несмотря на тяготы боевых действий, неопределенность будущего, общую атомизацию общества, все-таки сохраняют человечность, помнят о важности уважения, взаимовыручки (особые отношения командиров и подчиненных в группе «Вагнер» и вовсе стали легендой). Большинство в экстремальных условиях ведет себя с себе подобными так, как вели по отношению к членам своей группировки бойцы казанских уличных банд. По-товарищески. С поправкой на специфику, конечно.
Не так наверху. «Денег нет, но вы держитесь», «Государство не просило вас рожать», «Не на что купить билет, ходите пешком» — вот какого типа заявления слышат люди от некоторых чиновников. Это называется отчуждение от народа. Тогда, в 80-е, у власти было уже четвертое поколение коммунистов, многие из которых устали быть образцом чести. Сейчас наверху все еще первое поколение единороссов, которое, изначально таковым, кажется, быть и не собиралось. Придёт ли второе? Вот о чем следует размышлять…