Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связям Антон Немкин предложил проработать систему общего контроля над компьютерными играми, в которой будут учтены все этапы производства, дистрибуции и эксплуатации, а также базовое цифровое просвещение в данной области.
«Ограничиваться только введением возрастной маркировки и созданием перечня игр, которые содержат информацию, запрещенную для распространения, было бы неправильно. Работа должна быть комплексной. Имело бы, например, смысл проработать систему общего контроля, в которой будут учтены все этапы производства, дистрибуции и эксплуатации, а также хотя бы базового цифрового просвещения в этой области», — пояснил депутат.
Беседуя со «Свободной Прессой», эксперт программных продуктов компании «Код Безопасности» Максим Александров обратил внимание, что последние два года индустрия компьютерных игр активно развивается, в том числе благодаря тому, что вопросы развития этого рынка курируются на самом высоком уровне.
— О необходимости регулирования индустрии говорил, в том числе, президент Владимир Путин, который, кстати, утвердил ряд поручений по развитию отрасли. Именно поэтому, на мой взгляд, парламент разрабатывает законопроекты для компьютерных игр на регулярной основе. И контроль за выпускаемыми изданиями — один из главных векторов внимания депутатов.
Дело в том, что в настоящий момент издатели игр руководствуются Федеральным законом № 436, в котором игры приравниваются к фильмам, мультфильмам, книгам. То есть рассматриваются с точки зрения статичного продукта, что, естественно, не учитывает интерактивности и взаимодействия с другими пользователями в онлайне.
Организация системы контроля предполагает, что покупатель сможет получать более полную информацию об игре. Например, предлагается кроме маркировки возрастных групп внести краткое объяснение причин установки возрастного ограничения, как то: «проявление жестокости», «нецензурная брань», «сцены действий сексуального характера» и так далее.
«СП»: Есть ли среди игр некие «антироссийские стрелялки» или иные, не желательные для наших граждан?
— Надо признать, что игр, имеющих полностью антироссийскую направленность, в чистом виде нет. Впрочем, в ряде изданий появляется контент, направленный на формирование негативной оценки России, или демонстрирующий запрещенные в нашей стране организации и политические лозунги. Подобное встречалось в популярной игре «Cyberpunk 2077».
Позже ее разработчикам пришлось даже извиняться, что в украинской версии использовались антироссийские термины и оскорбительные граффити.
Что же касается нежелательного для российских граждан контента, то в массе игр встречается пропаганда ценностей, вполне приемлемых для разработчиков и их основной аудитории геймеров, но недопустимых в России.
Однако, по большому счету, опасны не сами игры, а мультикультурное игровое сообщество, которое может оказывать влияние на отечественных пользователей и распространять нежелательную для них информацию.
«СП»: Как такие игры попадают к нам в страну — это пиратские «произведения», или их можно официально скачать в интернете?
— Пиратские версии игр — один из вариантов. Однако он имеет недостаток, существенный для многих геймеров: не поддерживается работа в онлайн-режиме.
Но для игры онлайн есть и другие способы. Хотя многие официальные площадки по продаже игр в цифровом виде приостановили денежные операции для жителей России, существует большое количество сервисов посредников, которые позволяют приобретать игры в обход ограничений.
К тому же можно завести себе аккаунты с привязкой к другим странам, и проводить покупки через них, что многие российские геймеры и делают последние два года.
«СП»: Каким образом можно реализовать инициативу парламентариев, или необходимо признать, что меры противодействия, к сожалению, имеют шансы провалиться?
— Многое будет зависеть от того, как именно организуют систему контроля. Если начнется тотальная блокировка избранных игр или игровых порталов, скорее всего, получится обратный результат. Создание барьеров подстегнет геймеров непременно добыть такие издания из-за эффекта «запретного плода».
Успех может принести только та система, при которой будет ограничение доступа по возрасту или с помощью правильной маркировки. Она должна давать игрокам максимальную информацию, и при этом создавать правильное восприятие.