Метро делает жизнь лучше. Чем больше станций, тем удобней перемещаться людям, тем комфортней пребывание в агломерации. Первым городом в мире, который сделал по-настоящему хорошее метро, был Париж. И туда поехали. Так Париж стал в первой половине прошлого века неформальной столицей мира.
Парижское метро оставалось самым большим на Земле до тех пор, пока в 2023 году не запустили БКЛ в Москве. Теперь уже наше столичное метро обошло все остальные подземки по пассажиропотоку и протяженности.
Оно будет расти и дальше. Под землей в ближайшие два-три года появятся еще как минимум 16 станций. Одна из новых линий свяжет музей-заповедник Архангельское с районом Рублёво, где расположена водозаборная станция, которая поит столицу самой чистой в мире водой. Об этом рассказал мэр Сергей Собянин во время ежегодного отчета перед депутатами Мосгордумы.
Новых подземных станций в перспективе будет построено не так уж много — вряд ли больше, чем 40. Метро продолжит расширяться за счет наземных скоростных диаметров. И правда: зачем рыть туннель, чтобы метро дошло до Тулы, Твери, Калуги. Это метро пойдет уже на поверхности.
Жителям столицы станет проще ездить на дачи, которые разбросаны в радиусе 150−200 км от МКАД. Для жителей других городов метро откроет дополнительные перспективы, ведь на наземных скоростных диаметрах поезда будут ходить быстро, со скоростью около 220 км в час. На некоторых участках МЦД уже сейчас поддерживается скорость свыше 180 км в час, и пассажиры этого даже не замечают. Составы движутся плавно.
При таких скоростях от станции метро «Тверь» в одноименном городе до «Тверской» в центре Москвы можно будет доехать за час с копейками. А от Калуги до «Калужской» — еще быстрее. От Тулы до «Тульской» — тоже всего ничего.
И это — огромный плюс. Но такая транспортная доступность может привести к еще большему перекосу в населенности регионов — опустению некоторых территорий в связи с отъездом жителей в столичную агломерацию.
Сколько людей проживает в ней, точно никто не знает. Число тех, кто имеет формальную регистрацию в Москве и области известно. 13,5 млн в столице и около 8,5 млн в Подмосковье. Суммарно — примерно 22 миллиона.
Но если посчитать тех, кто без регистрации, получается вдвое больше: кто-то говорит, что в столичной агломерации проживают 40 миллионов, а кто-то утверждает, что и 45−50.
То, что одна пятая часть населения России (возможно, и четверть, а по другим подсчетам — чуть ли ни треть) проживает в Москве и пригородах — очень серьезная проблема.
Существует государство Уругвай. Там почти все население сосредоточено в одном городе - Монтевидео. Но Россия — другая по площади, и массовый переезд населения в Москву беспокоит аналитиков.
— Когда Москва расширится до Тулы — возникнет вопрос: а как сделать, чтобы из Тулы все в Москву не уехали? Поэтому — то, что Собянин повышает транспортную доступность — прекрасно, это он молодец. Но у каждой монеты есть две стороны, и массовая миграция в Москву — тоже проблема, — сказал «Свободной Прессе» председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
«СП»: А когда возникла проблема массового переезда в Москву?
— Я бы напомнил о том, что более 50 лет назад вышло постановление ЦК КПСС (тогда это был главный орган власти в нашей стране — «СП») о недопустимости расширения Москвы. То есть проблема вызрела еще в 70-е годы прошлого века. Понимали, что в связи с массовым переездом в Москву могут оголиться регионы.
«СП»: И для Москвы перенаселенность — тоже не очень хорошо.
— Москва справится. В столичном регионе есть ресурсы, чтобы чуть ли ни всё население государства Россия здесь собрать. Собянин всех разместит. А кто будет жить в регионах Нечерноземья?
Нужно, не нарушая благополучия Москвы, устроить жизнь в России так, чтобы люди ехали не только в Москву, а во все стороны. Нужно поставить вопрос о том, чтобы народ пёр не только в один город.
С точки зрения интересов Москвы и москвичей все правильно делается. Но возникает вопрос: а кто-то об интересах остальных регионов России задумывается? В регионах, окружающих Москву, жизнь хуже, оттуда бегут.