В октябре прошлого года сотрудники ФСБ пресекли попытку совершения теракта в городе Рубцовске Алтайского края. Тогда силовиками был задержан гражданин России 1988 года рождения, по заданию украинских кураторов намеревавшийся подорвать здание городской администрации с помощью самодельного взрывного устройства.
В отношении него расследуется целый ряд уголовных дел, в том числе по части 1 статьи 30, части 1 статьи 205 УК РФ (покушение на совершение террористического акта), части 1 статьи 222.1 УК РФ (незаконное хранение взрывчатых веществ). По совокупности статей обвиняемый может быть осужден на большой срок — вплоть до пожизненного.
Нынче этот мужчина раскаивается в содеянном.
«Если у меня будет какая-то возможность искупить свою вину хоть малейшая перед страной и так далее, я, конечно, может о странных вещах сейчас скажу про СВО с такими-то статьями, но, скажем так, автомат мне конечно никто не доверит, но лопату может быть и доверят, можно копать окопы, скажем так, в тылу, и это будет тоже польза», — заявляет он.
Но сколько еще террористов, подобных «рубцовскому», так и не испытывают раскаяния за свои деяния? И почему число желающих навредить своей собственной стране не уменьшается? Едва ли не каждый день с начала специальной военной операции в лентах новостных агентств мелькают сообщения о том, что сотрудники ФСБ и других силовых ведомств задержали очередного гражданина (или гражданку) РФ при попытке совершения очередного террористического акта по заданию украинских разведслужб.
Какими мотивами руководствуются эти люди? Ведь даже подростки, входящие в их число, не могут не понимать всех последствий своего преступления. Их готовность пойти на теракт по заданию противника — это признак высокого мастерства агентов киевского режима, недоработки в воспитании личности со стороны нашего государства или что-то иное?
— С момента начала СВО в России оказалось, если я не ошибаюсь, около 5 миллионов беженцев с Украины, из которых примерно 1 миллион человек уже получили паспорта граждан РФ, — обращает внимание президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.
— Причем еще как минимум один миллион украинских граждан присутствовал в России задолго до этого в качестве рабочей силы.
То есть мы имеем приблизительно 6 миллионов граждан Украины, рассеянных по всей абсолютно территории России. Если предположить, что из этой массы людей пусть даже одна тысячная процента сочувствует СБУ (а то и искренне испытывает к нам враждебные чувства), то вы представляете, какие огромные возможности имеют украинские и натовские спецслужбы по проведению диверсий и терактов в России, от Камчатки до Пскова? Всех этих людей очень легко завербовать. Но я вполне допускаю, что некоторые из них уже могли быть завербованы к моменту пересечения нашей границы сразу после начала СВО, а то и до нее.
Так что никаких проблем с набором исполнителей для терактов, диверсий или заказных убийств в России ни СБУ, ни ГУР МО, ни другие спецслужбы Украины и стран НАТО в принципе не испытывают. Это очень большая проблема, и если мы на фронтах СВО не начнем в ближайшее время активно наступать, она будет только усугубляться.
«СП»: Но ведь в числе задержанных, в отношении которых возбуждаются уголовные дела о диверсиях и терактах, встречаются и коренные, так сказать, россияне.
— Здесь вопрос в другом, — поясняет экс-руководитель аналитического подразделения «Вымпел», полковник ФСБ в отставке Владимир Клюкин. — Представьте себе современного тинейджера или человека, подростковый возраст которого пришелся на 90-е года прошлого века. И тогда, и сейчас информационное поле в массе своей нацелено на максимальный хайп самоутверждение любыми путями. На все это людям требуются деньги, а о том, что для этого надо просто добросовестно работать, все уже позабыли.
К тому же у нас сейчас все время трещат со всех сторон про образование, а вот про воспитание как-то позабыли. Но образование невозможно без воспитания, а кто сейчас в России пестует молодежь? Все программы современного обучения заточены под ЕГЭ, и вместо полноценной личности, различающей даже абстрактное добро и зло, мы сейчас выпускаем этакие «полуавтоматы», которые настроены на быстрое получение заданного ответа на заданный вопрос.
«СП»: Так ведь в рядах наших доморощенных террористов — не только несмышленые тинейджеры, но и пенсионеры, и люди среднего возраста, не гнушающиеся работы.
— Я не скажу, что у подавляющего большинства, упаси Бог, но у многих, откровенно говоря, наших пенсионеров абсолютно, что называется, «сбиты мозги». Причем здорово «сбиты» еще со времен горбачевской перестройки. Им бы, по-хорошему, куда-нибудь вроде «Кащенко» за помощью обратиться, а они вместо этого во всяких форумах участвуют, в интернете сидят, и не мне вам рассказывать, как там могут запудрить мозги даже здоровому человеку. Плюс сейчас в инфополе наблюдается полная подмена понятий добра и зла. Когда героизируется то, что прежде было как минимум порицаемо обществом и наказуемо с точки зрения закона.
«СП»: То есть вербовка исполнителей для терактов и диверсий в России — не признак виртуозности «проукраинских кураторов», а чисто пробел в нашей системе воспитания?
— Вербовщики прекрасно учитывают все необходимые нюансы — недостатки нашего воспитания, отсутствие нормальной контрпропаганды, а также пробелы в наших нормативных и законодательных актах, и так далее.
Все же прекрасно знают, что существует «серый» интернет, все прекрасно знают, что с его помощью можно осуществить подмену любого телефонного номера, даже принадлежащего госструктурам. С помощью этого можно сравнительно легко ввести в заблуждение людей, которые не слишком искушены в вопросах политики и нюансах работы спецслужб. Это одна сторона медали.
Вторая сторона медали — людям могут и прямо говорить в телефонных и виртуальных переговорах — вот ты жалуешься, что работаешь-работаешь, мало зарабатываешь, новый смартфон себе купить не можешь, так мы тебе поможем, всего делов-то, например, релейный шкаф или дверь в подъезде поджечь. Бывает, что и откровенно, как говорится, «ловят на слабо». Тварь ты, условно говоря, дрожащая или «право имеешь», мужик ты или нет, сможешь или нет, докажи.
Ремесло идеологического воздействия на умы людские на Западе, и на Украине в том числе, поднято на высокий уровень, подытоживает Владимир Клюкин, вот в России, к сожалению, это умение находится, образно говоря, в загоне.
Утешать в этой ситуации, пожалуй, может только одно — что возможности уже наших спецслужб по поиску и вербовке агентов за пределами России тоже весьма высоки.
— Я не стал бы говорить, что в отношении стран НАТО наши силовики имеют огромный или просто очень хороший потенциал в этом плане, — уточняет Сергей Гончаров.
— Но по отношению к Украине наши возможности, действительно, весьма высоки. Если вы видите в новостных лентах информацию о том, что в «незалежной» где-то подорван железнодорожный состав, мост или выведен из строя какой-то иной объект ВСУ, то это, как правило, всегда результат крайне серьезной работы наших силовиков и контрразведчиков. Там у нас и в самом деле очень и очень хороший задел.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».