Группа депутатов от ЛДПР 11 марта внесла в Госдуму законопроект, отменяющий обязательную сдачу Единого государственного экзамена. По замыслу авторов инициативы, у выпускника школы должно быть право выбора между ЕГЭ и традиционными экзаменами.
— И официальные опросы, и любая встреча в любой аудитории показывают, что ЕГЭ не любят, — заявил автор законопроекта, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. — ЕГЭ — это и затраты для родителей, и неполноценный механизм контроля знаний, это — расстройства и различные заболевания. Мы надеемся, что тот вредный механизм, который сегодня существует и мучает детей, будет скорректирован.
В пояснительной записке к проекту закона приводится такая информация: в период проведения ЕГЭ 2023 года траты россиян на растительные успокоительные препараты и глицин выросли до 471,9 млн рублей. В этот же период было продано 5,4 млн упаковок успокоительных средств, а среднесуточное потребление глицина в сравнении с началом года выросло с 55,2 тыс. до 61,2 тыс. упаковок. Иначе говоря — почти на 12%.
Кроме того, в пояснительной записке говорится о случаях суицида среди подростков, сдающих ЕГЭ.
В случае принятия, закон вступит в силу с 1 января 2025 года, то есть уже через одну весну без ЕГЭ можно будет обойтись. Правда, Ярослав Нилов уточнил, что желающим поступить в вуз все-таки придется сдавать ЕГЭ и на будущий год.
Согласно опросу Superjob, который проводился с 27 февраля по 6 марта, 63% респондентов высказались за отмену ЕГЭ. Однако, точно так же большинство россиян не понимают — а как поступить в вуз на бесплатное обучение, не сдавая единого экзамена?
Главный недостаток законопроекта в том и заключается, что документ не дает внятного ответа на этот вопрос. Такое мнение «Свободной Прессе» высказал методист, руководитель Независимой лаборатории образования Антон Чубуков.
«СП»: Антон Сергеевич, ЕГЭ может не нравиться, но вокруг него уже выстроена привычная система поступления в высшие и некоторые средние специальные учебные заведения после школы. Не приведет ли отмена ЕГЭ к хаосу и разрушению достаточно стройной системы?
— Вот это и волнует больше всего. Сейчас система хорошо отлажена, в ней задействованы тысячи человек, которые организуют ЕГЭ, готовят задания и проверяют работы.
Выбор между ЕГЭ и традиционным экзаменом потребует создания параллельной структуры. В школе придется создавать экзаменационные комиссии, которые должны вырабатывать билеты и принимать экзамены.
Авторы законопроекта вероятно, предполагают, что применение закона будет регулироваться подзаконными актами и инструкциями. И все же до тех пор, пока мы не узнаем подробности — как будет реализовываться данная новелла — остается беспокойтво: не стало бы хуже.
В принципе, нет ничего плохого в том, что дети, которые не хотят поступать в вуз или колледж, где есть конкурс, не будут сдавать ЕГЭ. Но если вдруг выпускник передумал, решил все-таки продолжать образование, причем — бесплатно, как ему быть без ЕГЭ?
«СП»: Помимо деталей, связанных с продолжением образования и созданием параллельных экзаменационных комиссий, у законопроекта есть другие возможные негативные последствия?
— Да, они могут возникнуть. Задача государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ОГЭ после 9 класса) еще и в том, чтобы подтянуть уровень знаний учеников разных школ в разных регионах к некоей общей планке. Чтобы и на Камчатке, и на Северном Кавказе, и в Донбассе, и в Москве был примерно один набор знаний, учителя преподавали примерно одинаково.
Если мы не будем стремиться к такой унификации, все начнут учить разному, то выпускники из разных регионов могут просто не понять друг друга. Но если мы будем учить по единому стандарту — тогда зачем альтернативная экзаменационная система? Учителя просто на экзамене, проходящем в традиционной форме, будут задавать все те же самые вопросы, которые есть в ЕГЭ. И станет уже совсем не понятно, зачем городить огород с параллельной экзаменационной комиссией?
Иначе говоря, есть риск, что пойдет вразнос более ли менее налаженное образовательное пространство с едиными критериями оценки знаний.
«СП»: Разработчики закона признают, что если документ будет принят, то желающие поступить в вуз на государственные места все равно будут вынуждены сдавать ЕГЭ в 2025 году. Но в дальнейшем они предполагают выбор и для абитуриентов. И как быть приемной комиссии, если у одного кандидата оценка после школы — 97 баллов, а у другого — пятерка (отлично)?
— Вот это — самая большая загадка. (Смеется). Пока реальным выглядит освобождение от ЕГЭ только для тех, кому не потребуется предъявлять результаты экзаменов.
Если же закон обяжет вузы принимать детей, отказавшихся от сдачи ЕГЭ — это создаст бесчисленное количество проблем, начиная от этических и заканчивая коррупционными.
«СП»: Депутаты упирают на такой аргумент, что ЕГЭ расстраивает психику подростков. А экзамен в традиционной форме разве нервирует в меньшей степени?
— Обычный устный экзамен нервирует значительно больше, потому что никогда не понятен до конца критерий оценки, которую поставит комиссия. Всегда есть беспокойство, что «засудят», будут не объективно оценивать, возникнут дополнительные вопросы, возможна коррупционная составляющая.
Поэтому когда участники опросов говорят о негативном отношении к ЕГЭ, то они, скорее всего, говорят о нелюбви к экзамену в принципе. А вообще ЕГЭ — менее волнительная вещь, чем стоять перед строгими экзаменаторами, глядя глаза в глаза.
А чтобы сберечь психику — нужно не экзамены отменять, а менять отношение к экзаменам, чтобы неудача не воспринималась, как личная или семейная трагедия.
Выпускники должны знать, что путь к продолжению бесплатного образования идет не только через ЕГЭ. Президент поручил развивать профессионалитет. А это значит, что выпускник школы может пойти на предприятие, хорошо себя там зарекомендовать, и завод, фабрика или верфь пошлет его в тот же самый университет и оплатит учебу.
Можно возобновить образование после прохождения срочной службы в армии, уже имея льготы при поступлении. Путь к знаниям плохая оценка на экзамене вовсе не закрывает.