В Суоми всё больше граждан, желающих сменить веру, перейдя из лютеранства в православие. Обе религии считаются там государственными. Но исторически доминирует Евангелическо-лютеранская Церковь Финляндии. Её адептов по разным данным к началу текущего года — от 70% до 85% населения.
С некоторых пор, однако, ситуация стала меняться. Как отмечают местные священнослужители, растет число тех, кто предпочитает православную церковь. Она в этой стране в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Благо, церквей (50), часовен (100) и приходов (25) хватает.
В одной только столице с население 655,5 тысячи человек их больше десятка, практически в каждом муниципальном округе. При том, что социологи уверяют: Финляндия становится все более светской.
Откуда этот прозелитизм (обращение из одной веры в другую) у людей, по природе своей консервативных? Их предки, жившие во времена, когда Финляндия была в составе России, в подобном замечены не были. А тут вдруг… На фоне масштабной русофобии, насаждаемой политиками не первый год?.. И что интересно, «перекрещивается» много молодежи.
Местные священники связывают этот необычный, как они считают, для их государства феномен с отстаиванием традиционных ценностей и развитием интернета.
«Думаю, это происходит из-за волны „интернет-православия“, — говорит батюшка Сундквист из общины города Вантаа. — Когда во Всемирной паутине о христианстве тепло отзываются влиятельные деятели, например, знаменитый психолог Джордан Петерсон, в церковь тянется больше людей, которые считают, что всему есть границы. Что характерно, я слышал о том же явлении в Стокгольме и США!».
И добавляет, что в разговорах с молодежью часто слышит, «уважение к православной церкви, потому что она отстаивает традиционные ценности. Во многом именно этим связано с семейственностью и взглядами на сексуальность».
Наиболее активны в принятии православия восточные регионы Страны тысячи озер. Столицей же финского Православия считается 100-тысячный курортный город Куопио, где находится кафедральный собор святого Николая (построен к 1815 г.). Есть там и православный музей. Основан он был в 1957 году не без помощи СССР. Как утверждают жители города, ныне он один из самых значительных в Западной Европе.
— Есть опасения в том, что работу нашего музея, власти могут приостановить. Считают её «опасной» в нынешней политической ситуации, — посетовал в разговоре с корреспондентом «СП» служащий Армо (имя изменено по его просьбе), этнический финн, выросший в Выборге, в 1990-х перебравшийся на историческую родину, крестившийся в Иматре, после служивший в небольших финских городах.
«СП»: Что-то криминальное нашли в деятельности музейщиков?
— Ну, да — пропаганду православия. А пропагандировать его, я считаю, нет необходимости, само западает в душу. Уже одно то, что эта вера призывает к миру, любви, семье и детям, говорит в ее пользу. Не хочу обидеть лютеран, но их Церковь слепо следует за обществом вместо того, чтобы блюсти свои устои. Признает однополые браки, например. Это разве нормально?
Чтобы подавить тягу своих граждан к православию, власти страны используют тактику запретов. В частности, русского языка в стране. И, как следствие, финско-русских школ. Действуя по принципу «отними у человека родную речь и веру, и он погибнет как личность».
В таких школах учились в основном дети из смешанных русско-финских семей. В Восточной Финляндии они начали работать с 1997 г. Были во многих муниципалитетах больших и малых городов. К нынешнему году оставалось три частных — в Лаппенранте, Иматре и Йоэнсуу. В минувшем январе руководство двух первых заявило об их упразднении «из финансовых соображений»: подсчитали, что сэкономят на этом более 1 млн. евро. Осталась одна — в Йоэнсуу. Стоит пока «насмерть», не поддаваясь на уговоры Городского совета о закрытии.
Какая связь между ростом среди финнов числа православных и закрытием учебных заведений с изучением русского языка и культуры?
— Связь эта не очевидная, но она, конечно, есть. Называется: западный антироссийский тренд, — ответил на звонок «СП» наш эксперт Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития. — В процентном отношении православных в Суоми немного. Больше прибавилось среди граждан невоцерковлённых. И сравняются они не скоро. Но тенденция к этому есть.
Православие — религия активная. Имеет международный авторитет, свою позицию. Что немаловажно в современном мире — морально-этические нормы и определенные взгляды на международную повестку.
В отличие от лютеранства, у которого ничего этого нет. Что есть? Обще-либеральная с ЕС и США позиция — за однополые браки, например, «зеленую» повестку. И абсолютно размытая, буквально «ни о чем», точка зрения. Католицизм? Он на протяжение десятилетия только сдавал позиции. В последнее время Папа Франциск начал говорить что-то более-менее определенное, но…
«СП»: Не религия, а сатанизм какой-то!..
— А православие держало удар, активно поддерживало своих братьев по всему миру, боролось за православные святыни и в Передней Азии, в Африке. Что у многих в мире вызывает уважение. Так почему же не принять эту веру? Вот люди и принимают её.
«СП»: Отнять у человека веру сложнее, чем язык. Но именно с родной речи начали Хельсинки…
— Русско-язычные или смешанные школы закрывают сейчас во всех сменивших ориентацию на прозападную странах. Из тех, что в СНГ — в Армении, Молдавии. Всю русскую культуру собираются уничтожить ЕС с англосаксами. Это элемент глобального противостояния. Главная задача, которая ставится заокеанским сателлитам — переход православных священников из Русской православной церкви в другое ведомство. Константинопольский Патриархат, например. Процесс начался не вчера. Многие уже перешли. Эстония — так еще в 1990-х. Но сейчас этот процесс пытаются ускорить.
Поможет ли это Западу что-то выиграть в геополитике? Вряд ли. Получим ли мы больше пророссийских активистов благодаря новоявленным православным в той же Финляндии? Для этого надо, чтобы их прибыло тысячи…