В России увеличен вдвое размер ежемесячных выплат для школьных классных руководителей и кураторов групп в колледжах и техникумах, которые работают в городах и селах с населением менее 100 тысяч. человек. Соответствующие постановления подписал председатель правительства Михаил Мишустин.
Как следует из документов, опубликованных на сайте кабмина, с 1 марта преподаватели, исполняющие такие функции, вместо сегодняшних пяти тысяч будут получать десять. На эти цели в 2024 году из федерального бюджета выделят почти 3 млрд рублей. Средства, как отмечается, будут перечисляться в субъекты РФ исходя из прогнозируемого количества классов образовательных организаций с учетом комплектации на начало учебного года.
О необходимости увеличить двукратно выплаты педагогам за классное руководство и кураторство президент России Владимир Путин заявил в ходе послания Федеральному собранию 29 февраля 2024 года.
При этом он подчеркнул, что особое внимание нужно уделить именно малым городам, райцентрам, поселкам и селам, где проживает менее 100 тысяч человек. Одновременно указав на большую роль наставничества в воспитании молодежи.
Кроме того, глава государства поставил задачу в целом совершенствовать систему оплаты труда бюджетников и добиваться роста их доходов. По его мнению, несправедливо, когда «работа учителя или врача везде одинаково сложная и крайне ответственная», может заметно отличаться даже в соседних регионах.
Вопрос повышения выплат для этой категории педагогов был рассмотрен в ходе отчета правительства в Государственной думе 3 апреля. В своем докладе Михаил Мишустин сообщил тогда, что эта мера затронет в общей сложности более 565 тысяч педагогов — столько всего классных руководителей и кураторов трудятся в населенных пунктах, где проживает менее 100 тыс. человек. Премьер назвал их настоящими наставниками, на плечах которых лежит огромная ответственность.
Также он отметил, что по поручению главы государства с 1 сентября ежемесячное стимулирующее вознаграждение в размере 5 тысяч рублей станут получать советники директоров по воспитательной работе школ и колледжей. Это коснется около 37 тысяч сотрудников.
Конечно, новая мера поддержки педагогов очень важная. Хоть и принято говорить, что дело не в зарплате, а в любви к своей работе. Но, как сказал герой одного известного советского фильма: «Товарищи, деньги пока еще никто не отменял».
Другое дело, что и тут, безусловно, важен баланс — когда за любимую и хорошо выполненную работу еще и хорошо платят.
А те пять тысяч, которые учителя получают (повышение ведь обещают только педагогам в малых городах и селах) за классное руководство, это — насмешка. Учитывая, сколько времени, а также душевных и физических сил им приходится тратить на классные часы, праздники, олимпиады, организацию питания, родительские собрания, работу с проблемными детьми и их родителями.
Классный руководитель отвечает даже за то, что его ученик делает после уроков. Если что-то случается, спросят с него — мол, плохо вел воспитательную работу.
Обязанности классного руководителя непомерно высоки. Именно поэтому многие педагоги стараются по возможности не взваливать не себя эту «добровольную повинность».
На этот счет есть даже анекдот. В темном переулке грабитель напал на учительницу и потребовал отдать часы. А та отвечает: «Часы не отдам — классное руководство забирай!».
Его, к слову, рассказала преподаватель одной из школ на встрече с Владимиром Путиным в июне 2017 года. Президент тогда пригласил в Кремль классных руководителей выпускников, а они во время беседы посетовали, что им мало платят и попросили у главы государства надбавку за свой труд.
И вот, наконец, случилось…
Оценить эффект от новых мер «СП» попросила депутата Госдумы, первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке Олега Смолина:
— Хочу напомнить, что впервые идея доплачивать за классное руководство из федерального бюджета была предложена в 2011 году в законопроекте «О народном образовании», который ваш покорный слуга тогда подготовил.
Затем были очередные отдельные законопроекты о надбавках за классное руководство. И нам тоже говорили, что это нереально, что денег нет.
Но вот президент объявил эту программу, и деньги, как я понимаю, нашлись. Естественно, мы приветствовали это решение.
Теперь увеличиваются надбавки за классное руководство для педагогов в городах и селах с населением до 100 тысяч жителей. Это важное решение, которое должно помочь закреплению педагогических кадров в малых городах и на селе. Но, с моей точки зрения, оно является паллиативом. То есть, преодолеть кадровый кризис в российском образовании оно вряд ли сможет. Хотя, безусловно, мы его поддерживаем двумя руками.
Я напоминаю, что средняя нагрузка российского школьного учителя 1,8 ставки. И при этом, по данным Народного фронта, в 75 регионах РФ Указ президента от 12 мая 2018 года не исполняется. Поэтому необходимы более фундаментальные меры по повышению заработной платы и социальным гарантиям на селе.
«СП»: Поясните, какие?
— Заработная плата педагогов должна быть повышена, как того требует Указ президента — т.е. до средней по региону при работе на одну ставку. Подчеркиваю, на одну, а не почти на две, как сейчас.
И я думаю, необходимо в полной мере вернуть объем льгот по коммунальным услугам для сельских учителей. Эти льготы существовали при царях, при генеральных секретарях, но, к сожалению, были резко сокращены. Особенно, в законе «Об образовании» 2013 года.
Поэтому новые меры — шаг правильный. Но нужно делать следующий.
По мнению Всеволода Луховицкого, учителя русского языка и права одной из московских школ, любые дополнительные выплаты, хотя бы небольшой части педагогов, это хорошо.
— Было бы странно, если бы я сказал, что не надо людям выплачивать. Точно так же, по-моему, для всех очевидно, что необходимо кардинальное повышение зарплат всех учителей, в целом.
«СП»: Изменится ли теперь отношение к классному руководству, которое столь нелюбимо учителями?
— К сожалению, сейчас во многих регионах учителя, наоборот, воюют между собой за классное руководство. И иногда берут два и даже три классных руководства, чтобы получить хоть какие-то деньги.
Так что тут вопрос не в том, что учителя отказываются. А в том, что даже пять тысяч, тем более, если добавят еще пять, это для многих учителей очень существенная прибавка.
Разумеется, речь не идет здесь о качестве воспитательной работы. Потому что такая нагрузка (вести классное руководство в двух или трех классах) противоречит качественной работе.
«СП» Как сделать, чтобы было качественно, и чтобы довольны были учителя и ученики с родителями?
— Надо сделать ставку учителя — 18 часов в неделю — не меньше двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). И ввести отдельную должность классного руководителя, за которую опять-таки надо платить отдельно. То есть платить меньше, чем МРОТ, нельзя будет.