Сезон проката электросамокатов и велосипедов стартовал во многих городах России. У станций метро, например, уже выстроились в ряды сотни популярных в последние годы средств передвижения. Между тем, общественные споры вокруг модного транспорта не утихают.
В Москве в прошлом году жители и гости города совершили на арендованных самокатах больше 64 миллионов поездок, а всего за шесть лет работы сервиса — 102 миллиона, сообщает сайт mos.ru.
В этом сезоне в Москве для аренды доступны 60 тысяч электросамокатов, в Санкт-Петербурге — около 48 тысяч, а по всей России — более 400 тысяч.
В связи с ростом числа электросамокатов и участившимися происшествиями с ними особое внимание власти обращают на безопасность. Как написал в своем Telegram-канале председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, количество таких ДТП с 2019 года увеличилось более чем в 40 раз.
«Если некоторое время назад это были отдельные случаи, то сейчас проблема приобрела массовый характер. Расширилась и география. … В авариях страдают и водители самокатов, и пешеходы. Прежде всего — дети и пожилые люди», — подчеркнул он.
По его словам, для решения проблемы предлагаются разные пути: от радикальных — полностью запретить прокат электросамокатов, до более умеренных — например, ограничить их скорость или места пользования. В качестве примера он привел международный опыт.
«В Сингапуре электросамокаты фактически запрещены. Исключение — перемещение по велодорожкам, которых крайне мало. При этом санкции для нарушителей достаточно серьёзные: 2 тыс. сингапурских долларов (1,4 тыс. долларов США) или до трёх месяцев лишения свободы.
В Нидерландах введён штраф €360 за езду на дорогах общего пользования и установлены жёсткие требования к электросамокатам.
В Японии требуют наличия водительского удостоверения, а самокаты необходимо регистрировать в полиции и регулярно платить транспортный налог", — написал народный избранник.
При этом Володин отметил, что правила дорожного движения для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности уже действуют с этого года, но есть над чем работать.
Сегодня региональные власти также принимают меры по обеспечению безопасности движения на электросамокатах. Кроме ограничения движения и появления специальных дорожек, появляется все больше территорий, где движение на СИМ вообще запрещено, нельзя ездить на электросамокате вдвоем, существует ряд других мер.
В Москве, например, электросамокаты будут оснащены увеличенными номерами для лучшей их фиксации видеокамерами.
В Петербурге одна из крупнейших в России компаний кикшеринга запустила технологию Антитандем, выявляющую поездки вдвоем на электросамокатах. Готовится и законопроект, в соответствии с которым за управление электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения или превышение скорости предусмотрены штрафы до 30 тысяч рублей, до трех тысяч рублей — за езду вдвоем.
«Оставление человеком, использующим СИМ или велосипед, места ДТП повлечет за собой штраф 4−5 тысяч рублей. За движение по проезжей части дороги, нарушающее ПДД, и неправильное пересечение перекрестка наказание составит от 2 до 2,5 тысячи рублей. Столько же заплатят те, кто не пропускает пешеходов», — рассказал «Парламентской газете» сенатор Артем Шейкин.
Пока законопроект обсуждается и не все согласны, например, с размерами штрафов. Так, председатель комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко считает 30 тысяч за пьяную езду на электросамокате необоснованно большим.
«Штрафы так резко не повышаются и точно не вводятся, как снег на голову. Это в полтора раза выше МРОТ. Хотя, конечно, это страшное деяние — пьяная езда на таких средствах. Нужно другие предусматривать варианты ответственности — возможно, конфискация самоката или запрет на дальнейшее использование», — заявил он.
В некоторых регионах вводятся штрафы на неправильную парковку ЭС. Так, в Перми киршеринговые компании прекратили работу, так как не смогли договорится с властями, ограничившими парковку электросамокатов только велопарковками, в ином случае ЭС вывозится на штрафстоянку.
Не секрет, что инфраструктура для ЭС развита слабо, но и далеко не каждый город может себе позволить быстро найти деньги на создание фактически новой инфраструктуры. Так может, владельцам сервиса стоит самим вложиться в ее развитие?
— На мой взгляд, эти компании на данный момент извлекают сверхприбыли: стоимость аренды электросамоката примерно равна стоимости аренды автомобиля — каршеринга, — заявил «Свободной прессе» автоэксперт, вице-председатель общественной организации «Комитет по защите прав автовладельцев», член Общественной палаты РФ Александр Холодов.
— При этом стоимость обслуживания автомобиля и прочее несоизмеримо больше, чем электросамоката. Если у нас каршеринговые компании не обанкротились, значит, предполагаем, что у киршеринговых сверхприбыль.
При этом они занимают определенные площадки в городе. Условно — расставили свои электросамокаты у метро, а там могли бы стоять ларьки по продаже цветов и платить аренду. Или еще что-то могло бы быть.
То есть они занимают городские площади, извлекают сверхприбыль, а налоги в город не платят (не считая подоходный сотрудников), потому что зарегистрированы где-то в Сколково.
Мне кажется, что при таких условиях они должны каким-то образом пополнять городской бюджет, а не зарабатывать на городе и его инфраструктуре. Город тратит деньги на те же велодорожки, их ремонт, очистку и прочее, а прибыль извлекают коммерческие фирмы.
Какие могут быть варианты? Или они какой-то специальный фонд добровольно пополняли бы, или оплачивали аренду территорий, где массово ставят самокаты.
«СП»: А почему же налоги не платят?
— Потому что они, как я выяснил, зарегистрированы в каких-то свободных экономических зонах, вроде Сколково.
«СП»: — Есть ли вероятность, что электросамокаты в крупных городах России будут запрещены, как, например, в Париже?
— Вероятность есть, но я считаю, что это не самое правильное решение. Это бороться с прогрессом.
По сути, это должно использоваться как транспорт последней мили — я доехал до метро, у меня осталось три остановки на автобусе, при хорошей погоде я должен на электросамокате за половину стоимости автобуса доехать до точки назначения. А по факту получается — это стоимость двух такси.
Я проводил эксперимент, сравнивал в Москве из точки А в точку Б самокат, такси и каршеринг. Самым дорогим вышел самокат.
«СП»: В связи с участившимися ДТП с электросамокатами сейчас обсуждается законопроект о новых штрафах. Гарантирует ли их введение безопасность на дорогах, а главное, тротуарах, по которым фактически передвигаются и электросамокаты, и велосипеды, и прочие подобные транспортные средства?
— При текущей редакции, на мой взгляд, это принципиально мало что изменит из-за того, что существует проблема с администрированием. Нет возможности штрафовать нарушителя, даже если номер висит. Компании по своим алгоритмам как-то могут определить, но эти деньги будут идти в доход компании.
Если говорить о штрафах в доход государства, то, допустим, проехал он на красный. Как его ловить? Даже если патруль сфотографирует и отправит в киршеринговую компанию, там клиента оштрафуют и положат деньги себе на счет. А бюджету-то что? Опять ничего.
Может, с точки зрения компании неплохо, что штраф заплатил. А с точки зрения бюджета как-то странно получается.
Допустим, введут штраф 30 тысяч за вождение в нетрезвом состоянии. И что? Инспекторы будут бежать за водителем с криком: «Остановитесь, я Вам трубочку хочу в рот засунуть?» И водитель электросамоката остановится? Или инспектор на электровелосипеде будет гнаться за электросамокатом? Думаю, трупов будет гораздо больше, если пьяный самокатчик будет сбегать от него.