Могила основателя группы «Вагнер» Евгения Пригожина оказалась залитой бетоном, сообщил с Пороховского кладбища в Петербурге корреспондент «Фонтанки». Ещё сырая «стяжка», вероятно, готовится под будущий памятник, который может быть установлен ко дню рождения «дяди Жени» 1 июня (ему исполнилось бы 63 года). Хороший повод, чтобы переосмыслить это ярчайшее явление российской современности.
Несмотря на немалое время, прошедшее с момента гибели Пригожина со товарищи в странной авиакатастрофе в Тверской области, фанаты «Вагнера» продолжают слагать легенду этого боевого подразделения. Отдают должное… Чтобы помнили, фигуры Пригожины и Уткина в полный рост установили у часовни в городе Горячий Ключ, где находится захоронение вагнеровцев, а на питерский штаб повесили мемориальную доску.
Но самой лучшей памятью «Вагнеру» стал бы честный разбор его конфликта с Минобороны, в результате которого страна потеряла это, пожалуй, самое боеспособное подразделение.
Важное не только для успешных действий в зоне СВО, но и как модель, пример, для реформирования «большой» армии РФ. В том, что принятые в «Вагнере» практики и алгоритмы доказали свою эффективность не сомневается, наверное, никто.
Политический фон для такого анализа сложился идеальный. Минобороны возглавил новый руководитель — Андрей Белоусов, чьей задачей станет осовременивание армейской машины, придание ей большего динамизма. А ведь именно этого добивался Пригожин. Прежний министр переведён в Совбез, сам глава «Вагнера» покинул общественную сцену первым, а значит, ситуация максимально очищена от личного фактора, от пристрастности.
«Шойгу, где снаряды?!» — кричал Пригожин на своих видео, записанных на передовой, в том же Бахмуте. Наблюдая запредельные, несвойственные нашему общественному дискурсу эмоции и брутальную лексику зрители могли решить, что основные претензии главы «Вагнера» относятся лично к министру. Но прошедшие аресты замов Шойгу толкают к очевидной догадке: ситуацию довели до ручки военные чиновники-коррупционеры.
Тг-канал Grey Zone, который связывают с «Вагнером», не удержался и опубликовал GIFку, на которой ещё живой Пригожин делает руками неприличный жест, который нельзя трактовать иначе, как радость по поводу последних громких дел в Минобороны.
Сотни удовлетворённых комментариев под постом недвусмысленно показывают степень народных симпатий к этому «Стеньке Разину» и «Емельяну Пугачёву» в одном флаконе.
«Сработало проклятие Пригожина, и из могилы их достал. Это только начало», — злословит первый. «Наконец-то разворошили этот воровской гнойник» — восторгается второй. «Дядя Женя, мы исправляемся!» — констатирует третий. «Марш справедливости наконец то достигает цели!» — радуется четвёртый. И самое оригинальное: «А что если под накладной маской Белоусова — Евгений Викторович?»
Ликование сетевой публики объясняется стремительным развитием ситуации вокруг начальника Главного управления кадров Минобороны генерала-лейтенанта Юрия Кузнецова, которого суд взял под стражу. Его обвиняют в получении взяток на сумму 30,5 млн рублей (в том числе коттеджем) от краснодарского бизнесмена Лёвы Мартиросяна в обмен на покровительство при реализации контрактов на 372 млн рублей. Лёва тоже сидит.
Кузнецову грозит до 15 лет лишения свободы по статье о получении взятки в особо крупном размере лицом, занимающим государственную должность (ч. 6 ст. 290 УК). При обыске у него обнаружили наличные деньги на сумму более 100 млн рублей, золотые монеты, коллекционные часы и другие «предметы роскоши». Супруге и дочери, которые присутствовали «на шмоне», на фоне стресса стало плохо.
Известные факты, возможно, лишь часть «подвигов» генерала Кузнецова. Не исключена связь его прегрешений с делами экс-замминистра Тимура Иванова, арестованного ранее. По данным прессы, обыск прошёл в квартире Кузнецова в Ружейном переулке в Москве. Оттуда было изъято пара кубометров документов. При этом некая квартира в Ружейном упоминалась и в связи с замминистра Ивановым («СП» писала об этом).
Иванову лишь на первом этапе следствия вменялись взятки в размере 1 млрд 185 млн рублей. Если добавить к этим фактам неподтверждённую пока информацию о якобы отставке ещё одного заместителя Шойгу — Татьяны Шевцовой, которая отвечала за финансовые потоки Минобороны, картина складывается совсем невероятная. Неужели наши высокопоставленные военные могли воровать? А ведь именно на это намекал Пригожин.
Но если воровать, то значит, лишать фронт части поставок, тех же снарядов, так ещё и умело скрывать эти свои неблаговидные, преступные дела от шефа. Если в суде вина замминистра и других будет доказана, Шойгу придётся пережить неприятное время. Попробуй убеди общественность, что ты сам никак не причастен к делишкам подчинённых. Впрочем, у нас в стране важнее убедить первое лицо.
Президент, судя по всему, в честности министра не сомневается. Иначе, не перевёл бы его на Совбез.
Задача, которая стояла перед ним после мятежа Пригожина, была не тривиальна. Развести стороны по углам ринга с минимальными потерями. Да ещё и в период контрнаступления ВСУ.
К тому же на фоне бегства из Москвы некоторых испуганных чинуш. Теперь можно признать, что с нейтрализацией мятежа Путин справился.
Вот только не пиррова ли эта победа? В итоге получается, что и «Вагнер», и Минобороны в прежнем виде, пришлось как бы ликвидировать.
Что если более эффективным было бы вовремя прислушаться к критике Пригожина и начать решать имеющиеся проблемы в интересах армии и страны, не доводя до конфликта, а тем более до мятежа? Аннигиляция сторон — не лучший управленческий результат.
Масштаб потери становится ясен сейчас, когда началось успешное наступление группы «Север» ВС РФ в Харьковской области. Освобожден от ВСУ город Волчанск, немало сёл, наши войска занимают полосу шириной в десятки километров. И там везде есть разноподчинённые «Вагнера»: из Росгвардии, Африканского корпуса, «Ахмата». СМИ пишут — до трёх тысяч бойцов при общей численности нашей группировки в 50 тысяч.
Был бы цел и жив «Вагнер», как самостоятельное подразделение, да с Уткиным и Пригожиным во главе — давно бы уж Харьков взяли. Впрочем, может ещё и возьмут даже в таком составе.
Во всяком случае украинские СМИ это предвидят и побаиваются. Харьковчане тоже верят — уезжают кто куда. Ведь во главе «вагнеровцев» там легендарный командир Ратибор. Он лично брал Пальмиру с пулемётом наперевес.
Тем временем сложился и живёт самостоятельной жизнью миф о «Вагнере» и его основателе. Некоторые верят, что Пригожин не погиб и где-нибудь далеко, на тропическом острове, попивая коктейли, узнаёт из новостей об арестах за коррупцию высокопоставленных генералов. «А я что говорил! Шойгу, где снаряды?!», — восклицает с удовлетворением. А бетонная плита на сером питерском кладбище — так, камуфляж?