Председатель Совета по правам человека (СПЧ) при президенте Валерий Фадеев предложил обсудить вопрос о необходимости введения запрета на ношение никаба — традиционного женского головного убора мусульман, закрывающего все лицо, кроме глаз.
«Сейчас даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены. Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей. Но предварительно обозначу свою позицию: считаю, что никабы в России должны быть запрещены», — заявил Фадеев, отвечая на вопрос журналиста.
Стоит отметить, что интервью Фадеева «Парламентской газете» касалось в основном миграционной темы и связанной с ней риском экстремизма, предложение о никабах прозвучали в качестве ответа на один из многочисленных вопросов, тем не менее, именно этот головной убор вновь привлек к себе внимание.
Российские муфтии уже отреагировали, заявив, что ношение никаба «не пропагандируется в России», а духовные управления мусульман выступают за выбор мусульманками одежды, «соответствующей базовым требованиям религии».
По словам зампреда ДУМ РФ, муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова, «в условиях светского государства будет более правильным соблюдать общепринятые религиозные правила и выбирать одежду, которая, наряду с соответствием основным требованиям ислама, не будет вызывать негативного отношения у окружающих».
Позднее он пояснил: «Духовное управление мусульман (ДУМ) может поддержать запрет на ношение никаба — оставляющего открытыми только глаза головного убора — при выявлении связи этого атрибута с экстремизмом».
Востоковед, кандидат исторических наук Константин Марков предполагает, что никаких ограничений на женскую мусульманскую одежду не последует.
— В отличие от той же Франции, где введены запреты на ношение религиозной одежды, у нас акцентированно не подчеркивается светский характер государства. В этом есть определенный резон. Учитывая, сколько у нас живет мусульман, причем даже не являющихся гражданами РФ, обострение этой проблематики было бы лишним. Власть не станет создавать себе лишние проблемы.
«СП»: Иногда складывается ощущение, что на наших городских улицах гуляют с колясками дамы вообще то ли в индонезийских, то ли малазийских нарядах.
— Это могут быть выходцы их южных районов Таджикистана, например, из Кулобского или из Горно-Бадахшаской автономной области. Именно там эти атрибуты всегда являлись традиционными, даже в советское время.
«СП»: Вы имеете в виду никабы, узкие накидки на головы с прорезями для глаз?
— Да, сверху на них крепится, как называют это персы, «печех», который откидывается, открывая лицо. Этот самый печех бывает с двумя отверстиями или единой прорезью для глаз.
«СП»: По старым фильмам мы помним, как «освобожденные женщины Востока», дружно снимали паранджу.
— Это уже специальная волосяная сетка на месте лица, не позволяющая постороннему мужчине увидеть женское лицо снаружи. На голову надевается что-то вроде войлочного куколя, который одновременно является и зимней теплой одеждой.
Ношение паранджи — это традиция Афганистана и нашей Средней Азии. В Пакистане, на территориях, где живут пуштуны, женщины тоже так одеваются. Носят паранджу и в индийском Кашмире, это все страны с резко континентальным климатом, где зимой холодно.
«СП»: А еще пишут про женские «бурки». Мы-то бурками называем обувь, причем мужскую.
— Халаты-бурки носят арабские женщины зоны Персидского залива. Это аналог паранджи, по крою похожий, но сшитый из более тонкой ткани, поскольку там климат помягче.
В Коране нет единого канона как именно женщина должна одеваться. Каждая страна имеет свою специфику. В Книге Пророка об этом сказано очень обтекаемо: «стягивайте разрезы одежды на тело», «закрывайте руки до кистей», «прячьте свои волосы и лицо». Так вот, последний постулат можно трактовать по-разному, все зависит от местных традиций.
Есть на Востоке общества весьма эмансипированные, вне зависимости от вестернизации, то есть западных влияний. Например, это области Северной Африки с полукочевыми народами, где женщины ходят с полностью открытыми лицами.
Есть Ливан, где только в последние десятилетия появились эти самые никабы. А раньше там, на протяжении столетий, ничего такого не было. Ливан — это символ смешивания культур, где жило много христиан-моранитов, армян, иудеев и пришлецов с Европы. И женщины там эмансипировались еще до начала французского влияния.
В Иране традиционно носили никабы, хотя шах с ними боролся, был принят закон, запрещающий женщинам появляться в общественных местах в этом традиционном мусульманском одеянии. Это, кстати, одна из причин, из-за которых местное духовенство объявило войну шаху Резе Пехлеви еще в 30-х годах ХХ века.
В Турции до начала исламского возрождения велась очень активная борьба с хиджабами. Там в начале 90-х женщина была премьер-министром — Тансу Чиллер. Но мусульманки победили.
К слову, у европейцев хиджаб — собирательное название всех женских традиционных закрытых одежд. Хотя у разных восточных народов это слово может нести свою определенную конкретику.
«СП»: Православным женщинам в храме следует находиться с покрытой головой и в длинном платье. В церквях имеются косынки, которые любая женщина может накинуть себе на голову. Длинные шали или широкие шарфы можно легко обернуть вокруг пояса в качестве юбки.
— Во-первых, у нас изначально не было по этому поводу особого канона. Во-вторых, наше православное общество было разрушено, в наши дни оно не очень религиозно. Поэтому зачастую одевается кто во что горазд.
Но традиция общая — женщина должны прикрывать себе голову, не надевать обтягивающей одежды. Все это изначально появилось еще в древнем христианстве, когда оно противопоставляло себя римскому социуму.
И у иудеев такое присутствует — это общая аврамическая традиция: «женщина существо греховное, нечистое». Во всех трех религиях эта мысль четко прослеживается. У буддистов, индуистов все наоборот.
«СП»: Иногда можно увидеть на наших улицах молодых женщин совершенно европейской внешности, но в мусульманских одеждах.
— Это могут быть уроженки мусульманских регионов с европейской внешностью, различить их подчас трудно. Бывает, что и русские женщины, выходят замуж за мусульман. Они зачастую превращаются в убежденных прозелиток, подчеркивающих своим видом принадлежность к новому для них социуму — есть такая тенденция…