Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

С «маленькими мигрантами» много хлопот — но решать их все равно придется

Наша система образования готова интегрировать детей мигрантов в нашу среду, но расходы — пополам

4458
С «маленькими мигрантами» много хлопот – но решать их все равно придется
Фото: Максим Кимерлинг/ТАСС

В конце учебного года Министерством просвещения был проведен мониторинг детей-мигрантов, которые числятся в российских школах. Выяснилось, что 12% из них, а это более 25 тысяч человек, не говорят по-русски или владеют языком слабо. Но это еще полбеды. Дети мигрантов все чаще конфликтуют с русскими ровесниками: то и дело доходит до драк.

На днях в Твери участниками жестокой расправы стал маленький мальчик. Двое детей-мигрантов 7 и 12 лет проломили голову 6-летнему Саше. Как сообщает Телеграм-канал «Многонационал», приезжие набросились на местного паренька «из-за личной неприязни». В чём кроются истоки этой самой неприязни, они не уточняли. В результате пострадавшего ребёнка доставили в детскую областную клиническую больницу, где срочно прооперировали в отделении нейрохирургии.

Также СК России возбудил уголовное дело по статье 213 за хулиганство на отца детей-мигрантов, которые в Люблино избили русского мальчика. Наблюдавший за избиением русского ребенка папаша даже не попытался остановить своих сыновей. Теперь мужчине грозит до 5 лет лишения свободы.

Читайте также
Пандемический скандал: За американским ученым, который вывел Covid-19, стояли политики США и большой бизнес Пандемический скандал: За американским ученым, который вывел Covid-19, стояли политики США и большой бизнес Противоковидные меры странным образом не спасли 20 миллионов человек, но в России опять готовы следовать смертельным рекомендациям ВОЗ

Детский омбудсмен Мария Львова-Белова считает, что конфликты детей мигрантов происходят с нашими школьниками и дошкольниками из-за того, что приезжие якобы «не знают культуры и ценностей наших людей». Она предложила ввести для них специальные программы подготовки. Но тут возникает закономерный вопрос: сколько бюджетных денег на это понадобится? И откуда взять столько учителей, которые будут дополнительно обучать детей мигрантов?

… В Волгоградской области классный руководитель 1-го «Ж» класса Ирина Плотникова отказалась руководить классом из-за того, что среди учеников никто, кроме нее, не говорил по-русски. Целый год учительница билась с детьми приезжих. Однако, когда после летних каникул перешедшие во второй класс ребята сели за парты, оказалось, что целый год трудов учительницы пошёл насмарку: ученики все забыли. В итоге учительница отказалась от работы.

Парадокс в том, что администрация школы нашла учителю замену, и детей мигрантов начали учить в российской школе невзирая на то, что они практически ничего не понимают.

— Какие программы подготовки для детей мигрантов можно ввести? И насколько это реально в условиях нынешней недофинансированной российской средней школы? С таким вопросом мы обратились к учителю истории и обществознания из города Реж Свердловской области Марине Шаровой.

— Очень тяжело бывает с детьми мигрантов. Понимают учителя с трудом, и вместо того, чтобы объяснять предмет, ты вынужден растолковывать им элементарные понятия. Держатся они всегда обособленно, группами, с нашими практически не контактируют.

Когда мигранты приезжают в Россию и приводят детей в школу, мы им рекомендуем отдавать детей в 1 класс, потому что надо освоить азы русского языка. Но они настаивают на том, чтобы отдавать, например, сразу в третий класс, потому что на родине ребенок там учился, и никакие аргументы не действуют. В итоге страдает весь класс.

«СП»: Кто все-таки должен дополнительно заниматься с детьми мигрантов? Учителя? Родители?

— Родители школьников-мигрантов сами часто плохо владеют русским языком. Из-за этого учителям приходится поддерживать детей индивидуально, часто — в свое свободное время. При этом в регионах зарплата учителя, который работает чаще всего на 2 ставки, не превышает 30−50 тысяч рублей. При таких нагрузках, когда к уроку-то подготовиться времени нет, откуда взять время на дополнительное обучение детей-мигрантов?

— Было бы неплохо, если бы учителям оплачивались дополнительные часы за внеурочные занятия с детьми, не владеющими или почти не владеющими русским языком, — считает оргсекретарь Межрегионального профсоюза педагогических работников Ольга Мирясова.

При этом учителя замечают: пока русские дети погружены в изучение гуманитарных наук, ребята из Средней Азии показывают неплохие знания в точных науках.

— Как интегрировать детей мигрантов в нашу среду? И готова ли к этому наша система образования? С таким вопросом мы обратились к академику Российской академии образования, заместителю председателя комитета Госдумы по науке и образованию Олегу Смолину.

— Родители детей-мигрантов русский язык знать обязаны, при обращении за гражданством они сдают экзамен. Нужен ли экзамен при поступлении в школу детям? А если не сдаст экзамен, что делать?

В нашей стране каждый имеет право на образование, поэтому я считаю правильным с самых ранних лет отдавать детей приезжих в детские дошкольные учреждения, в русскоговорящую среду. При необходимости можно создавать подготовительные классы в школах. Другой вопрос — откуда взять учителей? Пока это вопрос риторический, — считает депутат Олег Смолин.

К тому же в Средней Азии есть русскоязычные школы. В Таджикистане, например, работают 5 российско-таджикских школ, открытых в рамках соглашения между Россией и Таджикистаном в 2019 году. По задумке, в таких школах должны готовить «ценных специалистов», которые в будущем приедут поступать в российские вузы и начнут работать в нашей стране. Образование ведётся на русском языке российскими учителями по Федеральным государственным образовательным стандартам России, адаптированным для Таджикистана.

Читайте также
Ложная цель: С ЕГЭ плохо, но и с отменой ЕГЭ образованных не добавится Ложная цель: С ЕГЭ плохо, но и с отменой ЕГЭ образованных не добавится Для стратегического успеха реформы образования требуется качественное обучение, поднимающее планку требований к детям, а не потворствующее их лени

Правда, эти «адаптированные» программы порой вызывают вопросы. К примеру, историк Александр Дюков в своем телеграм-канале пишет о странностях среднеазиатских учебников. Оказывается, в официальной программе учебного курса истории до 1917 года рассказывается о «нашествии царской России», об «оккупации», а также о «колониальном периоде» и «антиколониальной борьбе» с Российской империей.

Как стало известно «СП», последнее расширенное заседание СПЧ при президенте во многом было посвящено обучению в России детей мигрантов и их адаптации к нашей культуре. Что в конце концов решили? С таким вопросом мы обратились к члену СПЧ при президенте Кириллу Кабанову.

— Мы согласились с тем, что каждая школа вправе сама решать, как организовать обучение русскому языку детей мигрантов. Лучше всего начинать это с детского сада, с подготовительных групп. Но тут возникает вопрос: за чей счет будет обучение? Трудовые мигранты, которые приезжают на заработки в Россию, не должны перевозить в страну свои семьи. Такое предложение внес министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин.

«СП»: Многие семьи мигрантов приезжают на краткосрочные заработки, на 180 дней. Нужен ли их детям русский в принципе?

— Если семья мигранта приезжает на краткосрочный заработок, дети не идут в российскую школу. Либо обучение должно проходить по контракту — его должен оплачивать работодатель приезжего иностранного специалиста. Ну, а если родители не владеют русским, а в школе возможности обучить этому ребенка нет, его могут определить в коррекционную школу. Такие учебные заведения уже созданы в Челябинске и Калуге.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня