Украина начинает проходить через трагическое осознание своих ошибок, считает вице-премьер РФ Алексей Оверчук. Такой же процесс, сказал он, выступая на форуме «Примаковские чтения», вероятно, завершается в Грузии. Она все больше ощущает себя независимым государством и не желает быть плацдармом для проецирования угроз против России.
Стоит отметить, что Грузия, кажется, еще далека от осознания ошибок, которые нынешняя власть просто списала на прежнюю. Да, авантюра Саакашвили
Кроме того, в Тбилиси продолжают курс на интеграцию в НАТО и ЕС, даже несмотря на то, что коллективный Запад открытым текстом грозит майданом.
Попытки обезопасить себя от этого сценария небезуспешны: проведена судебная реформа, принят закон об иноагентах… Тбилиси отказывается от навязываемого Западом открытия второго фронта и введения антироссийских санкций, однако на уровне риторики такое впечатление, что ничего не изменилось, выводы не сделаны.
Тем более не стоит ожидать этого от Украины, которая, к слову, находится в совершенно ином положении. Если Грузия за свои ошибки заплатила двумя регионами, то Украина теряет гораздо больше, а в перспективе и вовсе стоит перед угрозой утраты государственности. И если у Тбилиси время на осознание еще есть, то у Киева — вряд ли…
— Время идёт точно не в его пользу, — убежден заместитель руководителя Центра изучения гражданских и военных конфликтов (ЦИГиВК) Павел Екатеринин. — Каждый новый день СВО заколачивает всё больше гвоздей в крышку гроба украинского государства.
Если сравнивать текущую ситуацию с событиями в Грузии, то я бы не стал ставить их в один ряд. Тбилиси, хоть и не признает независимость Цхинвала и Сухума, не будет военным путём захватывать эти территории. Киев же избрал другой пусть, и он точно не в пользу светлого будущего Украины.
«СП»: Грузии, наверное, повезло, что там нашелся Иванишвили. А кто может стать для Украины своим Иванишвили? Ахметов, Коломойский, Пинчук? Или это нереально?
— Безусловно, фигура Ахметова в теории может стать ключевой в вопросе будущего Украины. Человек более 20 лет вкладывал сотни миллионов долларов в будущее страны.
Ему точно не доставляет удовольствие тот факт, что руководство Украины разрушает государство, которое так значимо для него с точки зрения предпринимательского дела.
— Начнем с того, что осознание — это результат деятельности сознания, — говорит политконсультант, кандидат философских наук Александр Сегал.
— А сознание предполагает наличие носителя — субъекта. Если речь идет об индивиде, то мы имеем перед собой индивидуальное сознание персонализированного субъекта, в той или иной степени осознающего и ставящего себе цели. Если же речь о стране в целом, то о субъекте говорить не приходится: население представляет собою множество индивидуальных и коллективных субъектов с разными, зачастую взаимоисключающими целями.
Единственная общая для них цель — выживание, да и то одни могут выживать за счет других — что тут общего?
Иными словами, осознать ошибки может не страна, а та или иная социальная группа. Если эта группа находится у власти, то можно говорить об изменении политики. Если это иная группа, то можно говорить о зреющем недовольстве. Если недовольны военные — это одно дело. Если простые люди — совсем другое: их мнение мало кого интересует, а ресурса для изменения политики у них нет.
Так что «осознание ошибок» страной в целом — красивая, но фактически бессодержательная метафора. Она, быть может, хороша в пропаганде и агитации, но с точки зрения социологии и политики бесполезна и даже вредна, потому что создает иллюзии.
Аналогия с Грузией — тоже иллюзия. Разная история, разные мотивы, хоть результат для нас и похожий. Организаторы развала были реалистами и дергали за разные веревочки, хоть и с одним результатом. Поэтому в политике России требуется понимание реальных мотивов того или иного сценария «развода» и практических возможностей нормализации при нынешнем уровне конфронтации. А суждения на уровне лозунгов тут ничего не дают, они, скорее, вредны.
— На мой взгляд, Украина в самом начале пути осознания той катастрофы, в которой она находится, — говорит политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— Это можно зафиксировать по тем комментариям, которые позволяют себе известные русофобы Украины в средствах массовой информации. Несмотря на ненависть к нашей стране, они начинают все чаще критиковать киевский режим и все больше задаваться вопросом о длительности боевых действий.
Зарождающаяся дискуссия на тему необходимости предоставления обществу ответа на этот вопрос вряд ли является осознанием ошибок, но это уже что-то… На мой взгляд, украинцам ещё предстоит пройти массу неприятных стадий, прежде чем до большинства дойдет осознание того, в какую яму они сами же опустили свою страну.
«СП»: В чем, по-вашему, должно заключаться осознание? Если оно возможно, конечно…
— Для начала украинскому обществу надо принять, что никаких границ 1991 года больше никогда не будет.
Более того, по вине киевского режима остро стоит вопрос самого существования государства, и это украинцы также должны осознать. На следующих этапах надо будет освобождаться от неонацистского мировоззрения — в данный момент эту проблему украинцы в своём большинстве даже не осознают.
«СП»: Можно ли сравнивать Украину с Грузией?
— Прямых параллелей я бы не проводил. Это два разных конфликта, в два разных времени…
«СП»: В Грузии все ограничилось утратой двух регионов. Которые откололись за 15 лет до того. А с Украиной все сложнее — она рискует вообще исчезнуть как государство. Киев не сделал выводов после истории с Грузией? У него было достаточно времени для этого…
— Вы даёте абсолютно верные оценки. Украина не то что не извлекла выводов из операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году, но и не собиралась это делать, считая, что Запад всегда будет поддерживать её антироссийские выкрутасы. А Запад бросит Украину тогда, когда она окончательно схлопнется. Ее не то что пример Грузии ничему не научил, но и из опыта Афганистана она не извлекла уроки.
«СП»: Грузия, кстати, не факт, что начинает что-то осознавать. В стране по-прежнему на официальном уровне говорят о российской оккупации. Отношения с Москвой не восстановлены. Власти, несмотря на разногласия с Западом, на каждом шагу говорят о стремлении в ЕС и НАТО. Хоть санкции не вводят и второй фронт не открывают — уже хорошо…
— Сегодня в Грузии происходит поразительная ситуация: прозападные силы воюют с такими же прозападными силами с нотками национальной ориентированности. Позитивное в этом только то, что в стране спустя 15−16 лет появились силы хотя бы с ориентацией на собственную страну…
«СП»: В любом случае, Грузия пока сохраняет исторический шанс. А есть ли он у Украины?
— Грузия тоже прошла ещё не все стадии осознания того положения, в котором она находится. Многим там ещё предстоит осознать, что никакого военного реванша у Тбилиси не будет.
«СП»: На Украине своего Иванишвили не найдется?
— Иванишвили — прозападный политик с элементами национальной ориентированности. На Украине я подобных не вижу.