В России предлагается запретить курение вблизи магазинов и организаций, расположенных на первых этажах многоквартирных жилых домов и на остановках общественного транспорта. Соответствующий закон депутаты одной из оппозиционных партий пообещали внести в Госдуму 11 июля.
Хочется верить, что весеннюю сессию парламента продлевали не ради этого акта. Может так действует июльская жара? Неужели в столь непростое время, в стране, ведущей боевые действия глобального масштаба, нет действительно важных проблем, кроме перекуров измотанных работой продавщиц?
Предлагая ограничить курение в 5 метрах от магазинов и остановок транспорта, авторы «революционного» законопроекта ссылаются на уже действующий запрет дымить в метро, аэропортах, на железнодорожных вокзалах и станциях и в 15 метрах от них. Новые безникотиновые зоны пометят специальными знаками.
Что ж, герои Шукшина и актёра Буркова, запросто курящие в купе поезда в фильме «Печки-лавочки», остались в прошлом. Знакомый многим образ покашливающего деда в линялой гимнастёрке, неторопливо сворачивающего заскорузлыми пальцами самокрутку с махоркой, тем более. Их заменят испуганно озирающиеся недоросли с парящими вейпами.
Сейчас по закону запрет на курение установлен аж по 14 категориям. Помимо транспортной инфраструктуры, это территории и помещения образовательных, медицинских, спортивных, социальных и коммунальных организаций, зданий органов власти, детских площадок, АЗС, лифтов и проч. А будет ещё и у каждого магазинов. То есть везде.
Пространство свободы курильщиков продолжит сжиматься. Похоже, их хотят превратить в социальных изгоев. На радость некурящим гражданам, которых, конечно, тоже можно понять. Тем более их большинство. По данным ВЦИОМ, сигареты курят лишь около 30% россиян старше 18 лет. При этом доля таких курильщиков с 2016 года снижается.
Среди народа и сам некурящий автор, проживающий, как раз на втором этаже над магазином, крайне популярным в округе. Действительно, жалобы на дым совсем не надуманы, однако, если к ним добавятся крикливые разборки с полицией, пытающейся заарестовать нарушителей, легче, пожалуй, не станет. А вот шуму точно станет больше.
Общественный интерес в том, чтобы проблемы решались по-настоящему. Кому нужна имитация? Полицейского к каждому магазину не поставишь.
Патрули же должны блюсти прежде всего безопасность граждан: пресекать драки, поножовщину (кои с ростом числа мигрантов происходят всё чаще). А не бегать за курильщиками. Сил не хватит.
Можно спросить у Колокольцева, который год жалующегося на хроническую нехватку личного состава в МВД, как он оценивает эту новую для полиции сверхзадачу — отлов граждан, курящих в запретных локациях. Как бы после этого подчинённым министра не пришлось штрафовать своего шефа за нецензурную брань в общественном месте.
Тем более время сейчас военное. Люди нервничают. Переживают за страну, за близких, за себя. В такие моменты закурить, наверное, не грех.
Вспомним, в Великую Отечественную когда курить начали многие молодые женщины, что было им не свойственно в ту эпоху. Можно понять, в военном госпитале такого насмотришься…
Вообще, бесконечные запреты всего и вся — не лучшая практика. Человек имеет право выдохнуть, покурить на ветерке, выпить немного пива, посидеть на лавочке, болтая ногами, потрепаться. Небо на землю не упадёт. Мы же не в лагере строго режима. Даже так: чтобы ограничивать людей в серьёзных вопросах, следует позволять им грешить по мелочам.
Примером здравого отношения к теме может быть позиция правительства РФ по штрафам для родителей за курение их детей в школах. Кабмин против, и это правильно. Запрет в школах — мера верная, надо системно пресекать, но силами и авторитетом педагогов. А штрафы для «предков» создадут лишь новые конфликты: внутри семьи и семьи со школой.
Другой позитивный пример в этой сфере — резкое увеличение штрафов за продажу табака несовершеннолетним, введённое указом президента. Наказать барыг без чести и совести — святое дело. Создав в стране климат нетерпимости к продаже сигарет детям, можно если не искоренить курение полностью, то сделать его со временем маргинальной страстью.
Возможно, высшая российская власть, занимая теперь умную, взвешенную позицию в части борьбы с курением, исправляет собственные ошибки, вызванные чрезмерным пиететом перед международными структурами. Россия еще в апреле 2008 года присоединилась к конвенции ВОЗ по борьбе против табака, и должна была соответствовать её требованиям.
Но что нам теперь какая-то ВОЗ, когда против нас и ВОЗ, и НАТО, и ООН, и чёрт лысый? Депутаты же пропустили разворот генеральной линии и по-прежнему бредут своей унылой дорогой, действуют по принципу «тащить и не пущать». Ну, или думают на самом деле не столько о здоровье нации, сколько о своём пресловутом пиаре.
Но только ли курящие мешают жить честным гражданам? Может требуется принять какие-то меры против отечественных клошаров в вонючей одежде, против тех, кто слушает телефон без наушников или врубает колонки в машине на всю улицу, или просто орёт, как оглашенный? Несть числа такого рода проблемам…
И что с ними делать? Штрафовать, сажать, отправлять на принудительные работы? Или напротив, оставить в покое, позволить самовыражаться как вздумается, умиляясь их «особенностям» и самим себе, таким понимающим, толерантным и цивилизованным? У депутатов голова лопнет в попытках придумать универсальное, устраивающее всех решение.
Так, не для таких ли случаев придумано местное самоуправление? Кто лучше местных жителей способен учесть все имеющиеся особенности, противоречия, интересы? К тому же сделать это быстро, когда надо, а не когда на «сигнал» изволит откликнуться Москва. Они же, кстати, и будут нести тогда ответственность за решения и корректировать их в случае нужды.
Возможный вариант с тем же курением на остановках: его можно разрешать на обычных, привычных всем местах ожидания транспорта на открытой местности и запрещать в закрытых, обогреваемых и непроветриваемых, какие массово устанавливают теперь в Сибири и районах Крайнего Севера. Но решают пусть местные, которым известны детали.
Вполне себе гибкий подход для любой бытовой темы. Значит надо не сворачивать, а, наоборот, развивать муниципалитеты, наделять их дополнительными полномочиями. Госдуме же и Кремлю на ближайшие годы и без этого работы хватит.