Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Культура
26 июля 21:41

Шедевры или вещдоки? Что можно вынести из посещения музея

Почему искусство не принадлежит народу

2147
Шедевры или вещдоки? Что можно вынести из посещения музея
Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Приобщиться к культуре или истории становится всё дороже. Цены на посещение российских государственных музеев уже находятся на уровне 1000 руб. за билет, а где-то и выше, экскурсии вообще доступны лишь толстосумам. Более того, музеи ведут коммерческую деятельность, что-то покупают и продают, при них действуют странные фирмочки, торгующие чем попало. И, главное, сами экспозиции никому не подконтрольны — что творится за закрытыми дверями, никто не знает.

Музеи в РФ продолжают открываться, хотя, как бы сказать поприличней, странноватые. Наглядный пример — историко-археологический парк «Херсонес Таврический», он же «Новый Херсонес». Что там наворотили при строительстве, заслуживает отдельного рассказа, точнее, тут стоило бы разобраться компетентным органам.

Но даже там, где не возводятся дворцы и археологические объекты не уничтожаются, всё печально. Прежде всего, растут цены, причём хранители культуры явно готовы драть с народа три шкуры.

Читайте также
Миллионы за белый халат: медицинские вузы доступны только богатым Миллионы за белый халат: медицинские вузы доступны только богатым Сокращение бюджетных мест ведет к отрицательному профессиональному отбору

«Сравните наши расценки со стоимостью билетов в другие музеи. В США билеты в музеи стоят не меньше $30, и даже в прошлом бесплатный Метрополитен уже не бесплатен. Поэтому экономически сохранять текущие цены для нас неправильно. Пока мы выдерживаем. Но, видимо, через какое-то время придется поднимать расценки, даже несмотря на грядущий за этим поток грязи в социальных сетях», — объясняет ситуацию директор Эрмитажа и по совместительству глава Союза музеев РФ Михаил Пиотровский.

Видимо, с арифметикой знатный востоковед не в ладах, или же на простых граждан ему наплевать. $30 при средней в США зарплате после налогообложения (чистые деньги на руки) в $4600 составляет всего 0,65%. В нашей стране 70% граждан получает до 25 тыс. руб., эти цифры никто не оспаривает. Те 500 руб., которые стоит билет в Эрмитаж, составляют уже 2% от зарплаты. А ведь питерский музей не самый дорогой. 800−1000 руб., то есть 3−4% от зарплаты, уже стали нормой. А если пойти вдвоём-втроём? Получается, что это в Штатах музеи очень дешёвые, тогда как у нас — дико дорогие.

Но это — ещё мелочи. Идёт какая-то совершенно непонятная торговля неведомо чем.

«В Федеральном законе „О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации“ есть статья 36, которая говорит, что музеи обладают правом передавать изображения в коммерческих целях третьим лицам либо использовать их в своей сувенирной продукции, использовать в изданиях, связанных с выставочной деятельностью», — объясняет эксперт в области культуры и интеллектуальной собственности Екатерина Кошевая.

Кому именно, на каких условиях и в чьих интересах передаются эти изображения не уточняется, но явно не первому встречному. И только ли изображения? Время от времени выясняется, что те или иные подлинные шедевры из некоего музея ушли на сторону. И никто не виноват. Чего стоит одна только история с масштабным воровством в том же Эрмитаже. Тогда осудили «стрелочника», а главные фигуранты даже озвучены не были.

«Крупные музеи накопили замечательные произведения величайшего качества, которые никто за последние 50−70 лет и не видал. Ну, может, только какой-нибудь ученый, занимающийся узкоспециализированной темой, допущенный в хранилище», — признавалась незадолго до смерти президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова.

Читайте также
Италии – Ливию, России – Константинополь. Страница секретного договора Италии — Ливию, России — Константинополь. Страница секретного договора Как охота на фазанов закончилась мировой войной

То есть, что хранится в запасниках, мы не знаем. И хранится ли? Другой не менее насущный вопрос: кто и по каким критериям определяет, что размещать в экспозиции, а что спрятать в запасники.

Вместо красивого соцреализма — спорное «современное искусство», подход отнюдь не нов. Но картины и прочие безделушки ещё ладно, самая серьёзная «работа» идёт с «неудобными» археологическими артефактами.

«В нашей области найдены целые кладбища людей европейского типа очень высокого роста, женщины в среднем около 180 см, мужчины — 190 см и выше. Относятся они вроде как к рубежу нашей эры, но это очень условная датировка. Проблема в том, что по „канонам“ люди тогда были невысокие, да и европейцев тут не жило, вообще. Именно поэтому всё это лежит в запасниках и будет там храниться вечно. И кости, и все найденные с ними артефакты», — рассказывал автору директор крупного регионального музея.

Человек этот продолжает работать в отрасли, поэтому имя его опустим. Но таких историй — множество. В витрины попадает лишь то, что укладывается в «историческую последовательность». То есть науки о нашем прошлом нет как таковой, есть талмудизм, подчинённый неким целям.

В целом картина складывается, как бы сказать помягче, противоречивая. Музеи чем-то вовсю торгуют, частично явно мимо кассы, из их хранилищ регулярно что-то пропадает. Вход делают недоступным для простого люда, цены растут.

И, главное, какую функцию несут данные учреждения, которые в совокупности тянут из госбюджета десятки и сотни миллиардов рублей ежегодно? В советское время они выполняли культурно-просветительскую миссию, вкладывая в головы сограждан любовь к познанию, к прекрасному, к истории своей Родины. Сейчас ничего подобного нет, экскурсоводы сплошь и рядом несут скороговоркой околесицу, щедро сдобренную либеральными фейками. Кстати, экскурсии фактически недоступны, по тому же Эрмитажу — от 1400 руб. с человека за самую скромную, в стиле «галопом по европам». Что посложней — 6−7 тысяч рублей. Точно не для простого посетителя!

То есть искусство народу уже не принадлежит. То же можно сказать и про историю нашей страны, так как её хранят в запасниках, а людей кормят дезинформацией. Вроде «колесницы ариев» в музее Аркаима. Как оказалось, был найден некий след тележных колёс, а всё остальное «художник додумал». Существование самих этих «ариев» никто ещё не доказал, в целом всё выглядит более чем сомнительно и вызывает нехорошие ассоциации. Так на кого нынче работают российские музейщики?

Последние новости
Цитаты
Алексей Гривач

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Леонид Крутаков

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня