Мэр столицы Сергей Собянин объяснил повсеместное регулярное перекладывание в Москве тротуарной плитки и смену бордюров, мешающие москвичам нормально жить, работать и отдыхать. Причиной этого является «современная экономика», пояснил он, выступая на X Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов».
По словам мэра, благоустроенный город привлекает туристов и их деньги. «Сегодня, потратив 100 млрд [рублей] на благоустройство, мы за год дополнительно имеем 120 млрд [рублей] от туризма. У нас за год окупаются эти проекты, за год! И таких экономических чудес вряд ли где-то вы найдете», — поделился арифметикой успеха столичный мэр.
Следует уточнить: неприятие москвичей, как правило, вызывают далеко не все действия мэрии по благоустройству. Мало кто оспаривает, например, необходимость развития столичной транспортной сети. Но чуть ли не ежегодная замена одного хорошего тротуарного покрытия на другое — тоже хорошее, вызывает непонимание горожан.
Возникают предположения, что речь может идти об «освоении» средств городского бюджета некими нечистыми на руку дельцами. Заполучив подряд, они могут нанять для выполнения работ дешевых мигрантов и хорошо заработать. Низкое качество исполнения вынуждает через малое время повторить процесс. И так без конца.
Плитку на тротуарах Москвы приходится менять из-за допущенного при ее укладке брака, объяснял заммэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков в уже далёком 2019 году. Нерадивые компании, утверждал он, заставляют исправлять брак за собственный счёт. Но спустя пять лет ситуация не изменилась.
Менять асфальт на плитку в Москве начали ещё в незапамятном 2011 году. Тогда Собянин пояснял, что в жару асфальт нагревается сильнее, чем воздух, и начинает выделять «целый букет» вредных веществ, сопоставимых по негативному воздействию с выхлопами машин. Тротуарная же плитка гораздо полезнее асфальта.
При всех столичных масштабах, речь всё же идёт о региональном бюджете. Обычно проблемой бывает наполняемость городской казны, а рациональное распределение средств в интересах всех жителей — задача сравнительно легко решаемая местной представительной властью. Но это, видимо, в теории.
По мнению депутата Мосгордумы Елены Янчук, москвичи должны получить возможность прямо влиять на решения, связанные с благоустройством.
— Предположу, что мэр прочитал какие-то книги по урбанистике, где часто приводятся разного рода примеры того, как на 1 доллар вложений в благоустройство кто-то получил 2 или 3 доллара отдачи. И механически экстраполировал это на московскую ситуацию. Хотя по факту туристы не смотрят на плитку и бордюры. Основной объем благоустройства у нас приходится на дворы.
«СП»: Вся эта западная урбанистика, применённая на нашей почве, превращает тротуары в траншеи, через которые порой невозможно пройти…
— На благоустройство Москвы из бюджета выделено около 245 млрд рублей. Это примерно три бюджета Смоленской области! Поэтому жители вправе ожидать качественного благоустройства там, где оно необходимо.
Иначе такие огромные средства лучше пустить на более актуальные нужды, вроде поддержки семей бойцов СВО, выплаты льготникам, другие виды социальной поддержки
Если судить по северо-востоку Москвы, районам Измайлово, Гольяново, Преображенское и другим, работы по благоустройству, начатые ещё весной, причиняют жителям серьёзные неудобства. Бывает, асфальт снимут, работы останавливаются и возобновляются лишь после того, как к этому привлечено внимание. Техника безопасности соблюдается не всегда, качество тоже оставляет желать лучшего.
«СП»: Почему так?
— Инициативы спускаются сверху, всё сосредоточено там, в лучшем случае в префектурах. Местные жители, которые должны быть бенефициарами этих процессов, никакого участия в планировании благоустройства не принимают. Казалось бы, надо передать полномочия и финансы на районный уровень, идеально — в муниципальные советы, чтобы всё это сначала обсуждалось местными жителями, а потом уже реализовывалось.
Когда я была муниципальным депутатом от района Измайлово, некоторые программы благоустройства проходили через муниципальные советы. Мы с коллегами развешивали объявления во дворах, собирали жителей, их мнения, предложения, после чего убеждали управу в том, каким образом всё следует делать. В результате эти дворы были неплохо благоустроены в соответствии с пожеланиями людей.
Потом мы пошли дальше — привлекали, например, студентов под руководством преподавателей Тимирязевской академии, чтобы планы благоустройства были более профессиональными. Считаю, что такая практика должна быть зафиксирована и распространена не только на дворовое, но и на общее благоустройство. Сейчас в Мосгордуме мы продолжаем заниматься депутатским контролем. Нередко это помогает.
«СП»: Получается, вопрос о власти — ключевой даже на городском уровне…
— К сожалению, депутаты Мосгордумы фактически не принимают реального участия в формировании бюджета Москвы. Это ненормально. Хотя можно вносить предложения, которые иногда учитываются. Но это исключение из правил. Детализация бюджета низкая. Там стоят только агрегированные суммы и установить, сколько конкретно тратится денег на тот же «бордюринг» невозможно.
Другая проблема — отсутствие полноценного аудита. Хотя Контрольно-счетная палата в ряде случаев сыграла положительную роль, системного контроля за бюджетом этот орган не обеспечивает.
Урезанный парламентаризм ограничивает возможность депутатов влиять на решение проблем благоустройства.