Трагические события в Курской области вынуждают искать нестандартные пути выхода из сложившейся ситуации. Помимо свежих армейских подкреплений, требуется талантливый командир, герой, который спасёт российский регион от нацистского сапога. Таким человеком может стать бывший командующий 58-й армией генерал-майор Иван Попов, уголовное дело против которого, как выяснилось, вызывает вопросы.
Оценить вину Попова в мошенничестве и служебном подлоге может только суд, однако, информацию, которую обнародовал его адвокат Сергей Бубновский общество не может игнорировать. Почерковедческая экспертиза установила, что подпись в документах обвиняемому генералу не принадлежит и он вообще не должен был там расписываться, утверждает защитник. А значит, доказательства вины Попова косвенные, а не прямые.
«Попову также вменяется служебный подлог, так как он подписал документы, содержащие заведомо ложные данные о поступлении товара в армию», — пояснял Бастрыкин суть обвинения месяц назад в «РГ». Уж не эти ли подписи оказались чужими, a не Попова? И не по этой ли причине СК торопит с ознакомлением с материалами дела — попросил генерала управиться до 21 августа? Скорей-скорей передать его в суд и забыть как страшный сон…
Ведь несмотря на профессиональную отстранённость от политической стороны любого резонансного дела, которую обязаны демонстрировать следователи, ничто человеческое им не чуждо. Работу свою они делают, но расплетать детали странных манипуляций материальными ценностями в отношении героя Запорожья, генерала, остановившего летом 2023-го «контрнаступ» ВСУ, с этической точки зрения, наверное, не очень приятно.
Возможно, по этой причине такая серьезная мера пресечения как содержание под стражей по инициативе следствия пусть и не сразу — со второй попытки, была заменена на относительно «вегетарианскую» — домашний арест. И дело тут не столько в условиях содержания, которые в СИЗО «Лефортово» вряд ли хуже, чем в блиндаже на фронте, а в том сигнале, который государство подаёт обществу: генерал не опасен, а может, и не виновен.
Получается, прав был депутат Госдумы от КПРФ Виктор Соболев, когда не торопился кидать камень в Попова? «По-моему это [обвинение] фейк. Надо разобраться», — не побоялся он заявить СМИ. И даже профессионально объяснил, почему верит в невиновность генерала. При строительстве оборонительных сооружений используются железобетон, дерево и грунт, а не металлоконструкции, хищение денег за которые предъявляют Попову.
Генерал Попов — не Тимур Иванов, писала «СП» сразу после его ареста, подчёркивая разницу между реальным боевым генералом, кадровым военным, который всю жизнь провёл в окопах, бился на СВО и паркетными чиновниками, впервые надевшими мундиры лишь в середине карьеры, как спецодежду, оказавшись у руля финансовых потоков Минобороны. Кстати, ущерб от деятельности последних оказался огромный.
Комментируя арест Попова, авторитетный Тг-канал «Рыбарь» указывал тогда, что «о коррупционной составляющей никто даже не заикался». А вот популярность командарма в войсках сомнений не вызывала. Особенно она выросла после дерзкого, но честного аудиообращения «Спартака» (позывной Попова) к своим подчинённым. Он старался «не врать» ещё когда это не было модно — при прошлом министре обороны…
Командующий 58-й армией в обращении признался, что докладывал руководству всё как есть: об отсутствии станций контрбатарейной борьбы, о необходимости ротации (о чем сейчас не говорит только ленивый). Правда, в финале речи Попов «наехал» на некого «старшего начальника». О ком конкретно шла речь, не очень понятно, но ходили слухи, будто Попов пообещал докладывать президенту Путину через голову своего руководства.
Поэтому шокирующая новость о возможной невиновности генерала не могла не возбудить новой волны внимания к нему. «Повороты в уголовном деле позволяют аккуратно предположить, что красивый и яркий кейс с Иваном Поповым может частично удовлетворить запрос общества на справедливость, ну и, конечно же, добавить позитива на фронте — особенно на фоне оперативного кризиса в Курской области», — намекнул «Рыбарь».
А вот общественники из «Армии защитников Отечества» в своём письме в Минобороны, СК и Генпрокуратуру высказались прямо. Мол, Попов — опытный и грамотный воин и сидеть с таким бэкграундом под домашним арестом, когда на границе суета, — крайне глупая и недальновидная идея. Поэтому надо снять с Попова браслет и отправить его к бойцам в Курскую область, где генерала очень ждут.
Так может, и впрямь генералу Попову предоставить возможность заниматься его делом жизни — воевать, а не сидеть без пользы под домашним арестом в ожидании приговора? Тем более юридическая возможность для такого хода вот-вот появится. Верховный суд уже разработал законопроект, который позволит освобождать от уголовной ответственности подсудимых, а не только подследственных или осужденных.
Единственным препятствием может стать армейский статус Попова. Год назад, когда дело против него было открыто, решением главы Генштаба он был отстранён от командования 58-й общевойсковой армией. И это было бы полбеды, но появилась информация о его досрочном увольнении в запас с воинской службы «в связи с организационно-штатными мероприятиями». Правда, адвокат отрицает, что Попов получил уведомление об этом.
Так или иначе, увольнение генерала из армии, даже если оно действительно случилось, не может стать препятствием для его возвращения. Ведь речь шла об уголовной вине. Если её не докажут и Попов будет оправдан, то и все последующие оргвыводы в отношении него окажутся ничтожными. Не говоря уже о военной целесообразности восстановления даже осужденного успешного генерала на службе. Жертвы ВСУ под Курском взывают к отмщению.
«Я думаю, что в ближайшие два-три месяца это полностью все завершится и причем завершится не только на Курском направлении, а полностью вся СВО», — заявил во вторник командир спецназа «Ахмат» генерал-майор Апты Алаудинов. Ему, замначальника Главного военно-политического управления ВС РФ, что-то известно? Видимо, да.