Крупнейшие цифровые платформы — Ozon, «Авито» и Wildberries — запустили акции поддержки жителей Курской области, пострадавших от вторжения ВСУ. Организационную и техническую помощь оказало правительство РФ. Значительная, чуть ли не центральная, роль бизнеса в этом деле вызвала нарекания в адрес чиновников. Мол, отдали помощь беженцам на откуп маркетплейсам. Справедливы ли эти упрёки?
Ozon предоставил своим клиентам возможность купить специальные сертификаты номиналом в 500 рублей. Собранные от их реализации средства адресно поступят нуждающимся курянам для покупки самого необходимого. Верификация пострадавших проводится на «Госуслугах», жители должны подать заявление. Причём купить можно не один, а несколько сертификатов — 500 рублей лишь минимальная сумма.
«СП» проверила, как это работает. Совершив нужные манипуляции, автор получил на почту электронный документ — сертификат № 109−978−568−025−7. «Скоро направим сертификат одному из пострадавших», — сказано в сопутствующем письме. Обещано, что если его не активируют в течение трёх недель, то деньги вернут на карту, а в следующем месяце сообщат, скольких людей удалось поддержать и сколько всего денег отправили россияне.
На первый взгляд система сбора средств для Курской области работает вполне пристойно. Да, здесь Ozon только посредник, зато решение позволяет мгновенно подключить всех желающих помочь. Взялось бы государство делать с нуля — закончили бы к концу СВО. Вот почему эпитеты, выданные за эту опцию в адрес маркетплейса некоторыми критиками (вроде «жадность, тупость и бесстыдство») совершенно неуместны и не заслужены.
Как и попытки научить коммерсантов жить и работать: мол, те должны оказать помощь из своих средств и помочь инфраструктурой. Так Ozon это сделал! Компания начислила всем пострадавшим по 3 тысячи баллов (рублей), которые можно будет потратить на покупку товаров по специально сниженным ценам. Также маркетплейс организовал поставку гуманитарки в пункты сбора, открытые властями области в Курске для нужд жителей.
Из опасных районов Курской области были эвакуированы свыше 120 тысяч человек. Если каждый из них получит товаров на сумму 3 тысячи рублей — это уже 360 млн рублей. А если каждый из 115−120 млн пользователей «Госуслуг» оплатит хотя бы один сертификат, на нужды пострадавших уйдёт 60 млрд рублей. Компании Ozon, конечно, выгоден дополнительный спрос, но разве это повод отказываться от эффективной схемы?
Другая платформа — «Авито» — взялась за ещё более «горячие» проблемы курян. Там разработали сервисы для быстрого расселения жителей области, экстренно покинувших свои дома. В системе уже действует новый фильтр «Могу предоставить жилье бесплатно» в разделе «Аренда недвижимости». Также планируется создать специальный раздел для тех, кто ищет временное жилье. Подобные объявления будут отмечены значком #яПомогаю.
Кроме того, «Авито» содействует временному трудоустройству беженцев в разных регионах с проживанием. Бесценная для многих опция. Плюс предполагается бесплатная публикация работодателями вакансий по самым востребованным сейчас в Курской области профессиям, согласованным с администрацией. Ранее компания собирала гуманитарку с бесплатной доставкой из любого региона в Белгородскую, Брянскую, Курскую и Липецкую области.
А вот гуманитарная деятельность Wildberries, если судить по информации СМИ, впечатляет чуть меньше. Это понятно, в компании сложности, о которых писала «СП». И всё равно WB поставляет в Курскую область теплые вещи, постельные принадлежности, предметы гигиены, детское питание. Покупателям региона можно бесплатно продлить срок хранения товара, а для партнерам бесплатно приостановить работу пунктов выдачи заказов.
Так что бросать камни в торговые платформы, подозревая их в желании обогатиться на горе людей, явно не стоит. Российский бизнес разделил со своей страной трудности, помогает их преодолевать. Более того, есть признаки, что если бы не инициатива коммерсантов, масса проблем гуманитарного свойства так и не были бы решены до сих пор. Ведь алгоритмы оказания помощи маркетплейсы разработали и просили утвердить заранее.
Кого попросили? Государство. «Правительство поддержало инициативу российских цифровых платформ об оказании помощи гражданам», — признали в кабмине. «Важно, чтобы жители Курской области получали помощь максимально оперативно. Поэтому помимо льгот и выплат государство также создает возможности, чтобы жителям… могли помочь все желающие, в том числе и частный бизнес», — заявил зампред правительства Григоренко.
То есть бизнес оказался в этой острой ситуации ведущим, а государственные структуры ведомыми. Впору задать вопрос: почему?
Правда, если вспомнить, как была организована эвакуация из Курской области (официально в ПВР вывезли 10 тысяч, а всего уехали 120 тысяч человек), ответ более-менее очевиден. Слишком красноречивые цифры. А ведь не так давно были введены правила эвакуации, чуть ли не ГОСТ (хотя бы для ЧС, которое как раз и ввели в регионе). Однако столь масштабные организационные усилия оказались не под силу некоторым ответственным лицам.
Вместо этого они и их коллеги занимаются чем-то похожим на симуляцию. Читаем в новостях: детям из Курской области, размещенным в Петербурге, организовали телемост с родителями, в ходе которого они поделились впечатлениями от поездки. Спрашивается, зачем в эпоху смартфонов в каждом кармане властям приспичило «организовывать телемост»? Не иначе, как для галочки. Мол, провели мероприятие. И так во всём?
К сожалению, ценный ресурс власти слишком часто уходит в свисток. Бизнес же, особенно новый, нередко работает очень даже неплохо. Имеет смысл использовать шире.