Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Аварии
29 августа 18:00

Мост, который может рухнуть: Кострома, Ярославль, Тула, Биробиджан в зоне риска, хотя вряд ли знают об этом

Со строительством мостов у нас проблем нет, у нас много проблем с их эксплуатацией

3777
Мост, который может рухнуть: Кострома, Ярославль, Тула, Биробиджан в зоне риска, хотя вряд ли знают об этом
Фото: Василий Романенков/ТАСС/Архив

В Приморье за один день рухнули сразу два моста: в Чугуевском округе — из-за обильных осадков обрушился мост через реку Соколовка на автодороге «Осиновка — Рудная Пристань — Соколовка». И у села Невское, что в Лесозаводском округе, но уже не из-за стихии, а «под давлением большегруза, вес которого не соответствовал выставленным ограничениям».

Произошло это 20 августа.

Следственный комитет РФ возбудил по этому поводу уголовные дела в отношении сотрудников минтранса Приморского края, ответственных за приведение мостовых сооружений в надлежащее техническое состояние и не принявших мер по реконструкции.

Причем дело возбуждено по статье УК РФ «Превышение должностных полномочий». Надо полагать, что кто-то кому-то прямо запретил эти мосты ремонтировать?

Читайте также
Галина Хованская: «Человейники» Москвы меня пугают, особенно если знать, что находится под ними Галина Хованская: «Человейники» Москвы меня пугают, особенно если знать, что находится под ними Отключение воды в столице прошло по плану, но по плану ли сработает устаревшее оборудование зимой?

Заместитель генерального директора по научной работе Центрального научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИТС) Юрий Новак считает, что с эксплуатацией мостов есть проблемы:

— Вся наша беда, что у мостов, построенных в 60−70-х годах, заканчивается ресурс прочности, поэтому чуть ли не каждый месяц случаются происшествия: либо они рушатся, либо переходят в разряд предаварийных. Строительство мостов и монолитных, и стальных у нас налажено, но есть проблема: резко сократился персонал по их эксплуатации.

Дело в том, что крупных исследовательских институтов по этому профилю в стране не осталось. Есть маленькие фирмы с одним-двумя специалистами по мостам. А в некоторых регионах и этого нет — дефицит кадров. Все из-за того, что отсутствует должное или хотя бы непрерывное финансирование. Есть отдельные регионы, где мостовиков вообще нет. Вот, например, в Астраханской области.

«СП»: Человек будет работать по специальности если есть уверенность в завтрашнем дне. Будет зарплата — работает. А если ее нет, то куда-то уходит.

— При всем уважении к дорожникам, специфика сгибаемых конструкций другая. На дороге яму можно объехать, а мост не объедешь. Так что узкие специалисты нужны. Я застал кусочек советского времени, когда профессионалы из ДРСУ отвечали головой за содержание своих мостов. А сейчас и людей-то таких не осталось.

Рынок, тендеры и аукционы — все это понятно, но сейчас спецы берутся в них участвовать буквально за копейки, даже не выезжая на мост оценить его реальное состояние.

Такое происходит во всех отраслях, с этим процессом пытаются бороться, но пока победы лишь единичные. Я не хотел бы называть таких людей жуликами, они просто берут старые данные моста, десяти-пятнадцатилетние, переклеивают и выдают как новые, подчас даже не выезжая на объект.

«СП»: Какие-нибудь девушки, вчерашние студентки, которым «руководство велело» так поступать? Вот и «не заметили» в сваях опор моста через реку у села Невское разрушение бетона, трещины и прогибы на дорожном покрытии. Одиннадцать лет назад этот мост обследовали, признали аварийным, но… ремонт не проводился. А мост через реку Соколовка из-за сквозного разрушения покрытия и искривления профиля проезжей части находится в аварийном состоянии. Два года назад суд обязал минтранс Приморья починить объект, но этого не сделали.

— Да. А еще в Вязьме Смоленской области 8 апреля рухнул путепровод. Проехала машина и мост упал, повредив пути и газопровод. Его год назад ремонтировали, а два года назад обследовали.

Если бы обследовали квалифицированно, то не могли не заметить критического разрушения опор. Значит, осмотра не было. Чаще всего весь ремонт мостов у нас сводится замена асфальта. Это тоже нужно делать, но оно не только не решают, а иногда усугубляют проблемы.

Мы у себя в старейшем, последнем из советских гигантов институте, видим эти три вышеперечисленные проблемы. И делаем вывод: нужно заниматься эксплуатацией мостов, создавать мобильные группы экспертов.

Так, например, происходит на мостах, входящих в состав платных дорог. Большая группа экспертов выезжает два раза в год и осматривает состояние мостовых сооружений. Все мероприятия по замене элементов конструкции происходят на научной основе: обнаружили, зафиксировали, исправили.

«СП»: Но платных дорог мало, федеральные трассы — отдельная тема. Рушатся в основном мосты на местных дорогах…

— Что касается муниципальных мостов, на которых случились недавние происшествия, то у городов иной раз просто денег нет. Такое везде: Кострома, Ярославль, Тула, Калуга и вплоть до Биробиджана — везде не хватает финансирования на эксплуатацию. А нужно просто лишний раз приехать, осмотреть, как мост себя чувствует: вдруг завтра упадет!

Ну и плюс природные катаклизмы: каждый год то Амур разливается, то Урал, затапливая десятки гектаров земли вместе с мостами.

А когда вода уходит, то… никаких мостов там уже нет. Местные власти пытаются оперативно чинить, но мост не должен быть времянкой, «на живую нитку». Его следует восстанавливать в соответствии со СНИПами.

Да, мостов в стране много, 70 тысяч. Спасибо советским проектировщикам и строителям, если бы не их знания и опыт, хорошие материалы, использовавшиеся тогда, мостов бы у нас уже не было. Но из них семь тысяч все-таки в предаварийном состоянии.

Нельзя сказать, что ничего не делается, но видимо делается недостаточно. Да, нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» помогает, но он недофинансирован. В некоторых случаях по его программе что-то делается «для галочки», а это неправильно.

Читайте также
Олег Смирнов: Когда видишь, как загорелось табло, что топливо на исходе, а за твой спиной 200 человек – это страшно Олег Смирнов: Когда видишь, как загорелось табло, что топливо на исходе, а за твой спиной 200 человек — это страшно Керосин у самолета лишним никогда не бывает

«СП»: Но есть же современные чудо-технологии, мы в ХХI веке живем.

— С американцами у нас всегда были непростые отношения, а что касается европейцев, в частности, французов, немцев, они переносили свои заводы в Россию, локализовывая у нас свое производство. И сейчас это не пропало, все работает. Наши подхватили и теперь выпускают «отечественные материалы». Про то, что добавки в бетон, защитные композиты изначально были западные, мы сейчас даже не вспоминает. Бери и пользуйся, только не надо экономить. Ну, а сталь у нас всегда была своя, причем очень хорошая.

«СП»: Жаль, только как вы утверждаете, людей не хватает?

— Есть такое понятие как престижность профессии. Преподавая в МАИ, я вижу, что интерес к мостостроению у студентов просыпается волнами: то интересуются, то наступает спад. Прямо сейчас у нас большой набор мостовиков и дорожников. Поддержать бы этот интерес словом и делом. А то ведь на студенческую стипендию в шесть тысяч далеко не уедешь. Бедные студенты где-то подрабатывают, а потом на лекциях спят.

«СП»: Что же делать, чтобы мосты не падали?

— Проблема комплексная, иначе мы бы ее давно решили. Главное наверное, что так или иначе мы остались без своего министерства. Было «Министерство транспортного строительства», но в 90-е годы его упразднили. Нынешние автодоры — дорожники, хотя по мостам у них есть отделы. «РосдорНИИ» тоже специализируется на дорогах.

Федеральной организации по строительству и эксплуатации мостов нет. Думали, что рынок все организует, и действительно появился Фонд «Ассоциация мостостроителей» (АМОСТ), но это общественная организация, не обладающая никакими правами, кроме как конференции проводить. Собраться, пожаловаться, а толку нет.

«СП»: Есть «Ростехнадзор», но он следит не за всеми мостами, а только за огромными, высотой или с пролетами более ста метров, при наличии консолей более чем в 20 метров, заглублением подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.

— И это правильно. За последние двадцать лет, при президенте Владимире Путине построено огромных мостов больше, чем при советской власти. На них были брошены все силы и знания, опыт, материалы, ресурсы… Но что касается малых мостов регионального и муниципального значения, то отношение к ним такое: простоял тридцать лет и еще постоит. Вот и получается, что то тут, то там «где тонко, там и рвется». Пока мы живем на наследии СССР, ездим по мостам — аккуратно, но ездим…

На самом деле проблема с мостами не только у нас. В Америке тоже с мостами бедственное состояние, хотя у них мостов побольше: не семьдесят тысяч, а семьсот. И в Италии недавно за месяц упали два моста. В Китае немного проще, потому что массовое строительство мостов у них случилось всего лет десять-пятнадцать назад, мосты не успели постареть. Но тоже случаются серьезные неприятности. Большие катастрофы — это общемировая тенденция. Чтобы их было меньше, мосты нужно если не строить заново, то хотя бы тщательно чинить старые, продлевая им жизнь.

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Всеволод Шимов

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня