Печально знаменитый петербургский следственный изолятор № 1, более известный, как «Кресты», опять хотят продавать. Как и раньше, в 2022-м, через аукцион. Он будет выставлен на торги в конце текущего года. Или в начале следующего, 2025-го.
По словам Дениса Филиппова, заместителя гендиректора финансового института развития в жилищной сфере ДОМ. РФ (100% государственных акций) сейчас в бывшем СИЗО-1 идет подготовка земельного участка. Всего (4,2 га) или, как прежде задумывалось, «только 3,9» — не уточняется. Сейчас завершаются работы по приведению его в порядок, а также кадастровые. «После этого вся территория экс-тюрьмы вместе с объектами недвижимости станет доступна для потенциальных покупателей», — заявил Денис Сергеевич.
И зачем-то добавил: «Мы больше, чем уверены, что концепция развития „Крестов“ будет реализована красиво, потому что это удивительно красивое здание». Маркетинговый ход такой, что ли?
Но ведь известно, что исторический корпус этой бывшей тюрьмы, хоть и имеет давно уже статус памятника архитектуры, в весьма печальном, чтобы не сказать, неприглядном состояние. Поддерживать в нем порядок некому было как минимум семь минувших лет — с тех пор, как всех имевшихся на тот момент сидельцев перевели в новый изолятор в питерском пригороде Колпине. И до этого если какой-то ремонт там и проводился, то фрагментарный, на скорую руку из-за нехватки средств и перспективами закрытия.
История с закрытием тюремного комплекса в историческом центре насчитывает не одно десятилетие. В «нулевые» годы Валентина Матвиенко, будучи губернатором Северной столицы, ратовала за переориентацию его в «тематический отель». Горожане её не поняли. Иронизировали: «Тематический — это как: спать на нарах за отдельную плату? Ходить в номерах руки за спину и в специфической робе?». Да и специалисты не поддержали.
Неизвестно, чем бы всё тогда закончилось, но «помог» Антонио Томишко, автор проекта корпусов столичного (на тот момент) и самого большого в России каземата. В этом самом известном его творении невозможны никакие перепланировки — ведь оно же памятник федерального значения!
К слову, строил Антонио всю эту красоту с удобствами для надзирателей, а, как потом оказалось, и для себя. По свидетельствам историков, закончив строительство в 1892 году, Томишко неудачно выразился во время доклада царю: «Я для Вас тюрьму построил». «Не для меня, а для себя» — ответил якобы разгневанный царь и приказал замуровать несчастного зодчего в камере № 1000. Заодно и ее архитектурный её секрет сохранил…
В общем, идей, как быть с «Крестами» хватало. От «снести „к чертовой матери“ и построить элитное жилье» до «модернизировать под театрально-концертный комплекс. Или в арт-пространство для художников. А, может, в музей? Как ни как — один из питерских брендов! Немало известных соотечественников отметились здесь в разные годы. Среди них Малевич, Хармс, Жженов, Заболоцкий, Бродский…
В общем, песни разные, а суть одна: никто толком не понимал, что делать с опустевшими «Крестами». Похоже, и сейчас не очень понимают. Включая городскую администрацию.
Одна из причин тому — пустующая сейчас огромная территория в самом центре. А, значит, затратная. Её ведь надо охранять. Поддерживать в ней температурный и не только режим.
Два года назад Смольному удалось заинтересовать «Крестами» ДОМ. РФ, финансовый институт развития в жилищной сфере. Его гендиректор Виталий Мутко, больше известный по «футбольным делам» в 2014—2018 гг., лично посещал «Кресты» в 2022-м году. Потом рассказывал журналистам, как восхитили его «даже в нынешнем бесхозном виде» два исторических тюремных здания, имеющие в плане форму креста (отсюда и народное название), с их стенами невероятной толщины, а также массивные двери и «крохотные оконца внутри камер высоко под потолком».
На предложение губернатора Беглова ответил положительно: «До конца года выставим на аукцион». Оценил «объект» в ₽1 млрд. рублей. «Не слишком ли дешево, Виталий Леонтьевич, — удивились представители СМИ. «Сложный объект», — услышали в ответ.
А потом опять все затихло. И вот новая-старая байка о грядущих торгах неприкаянных «Крестов». За всё тот же 1 млрд.
— Говорить в данном случае о цене, на мой взгляд, вообще неуместно. Цену такой архитектурный и исторический ансамбль, как «Кресты» на Арсенальной набережной Петербурга, не имеет, — ответил «СП» известный петербургский архитектор Павел Никонов. — В нем слишком много сходится и положительного, и отрицательного. Самое лучшее, что может сделать город в данном случае — это законсервировать его. Не допуская создание там каких-либо функций. Тем более, развлекательных. Но открыв при этом свободный вход для всех желающих. Человечеству в принципе полезно бывать в таких скорбных местах. Как минимум, для объективной оценки собственного отношения к ближнему.
Кстати, в Москве есть нечто похожее — Лобное место. И никому в Первопрестольной не приходит в голову, как-то его использовать. Оно само по себе «говорящее». «Русская Голгофа» средних веков.
«СП»: У неё и масштабы другие. Не сравнить с гектарами бывшей главной питерской тюрьмы…
— Это я понимаю. Но делать из неё развлекательную площадку, торговать там… В Петропавловской крепости тоже, между прочим, есть казематы, в которых мучились, страдали, умирали далеко не самые плохие граждане нашего Отечества. Но руководителям Петропавловки не пришло, слава Богу, в голову организовать в бывших камерах продажу сувениров или проводить дискотеки. А здесь почему-то обязательно надо как-то использовать. Не надо!
«СП»: Нынешним смольнинским сидельцам надо, видимо, чтобы он работал на город, то есть, приносил деньги.
— Слишком скороспелая, поверхностная мысль. Этот бывший тюремный комплекс и так работает — своей историей. Героями — истинными и мнимыми. Сейчас у нас в стране много говорится о проблемах с воспитанием молодого поколения. «Кресты» — один из тех артефактов, которые могли бы работать и на воспитание молодежи. Об этом кто-нибудь в Петербурге подумал?
Артистку эстрады Татьяну Буланову вопрос о выступлении в «Крестах» в случае открытия там развлекательной площадки, ввел в ступор.
— Ой, нет, выступать там не хотела бы ни при каких условиях. Зачем? Что надо, так это открыть там мемориал. Столько несчастных погибло в том мрачном пространстве!..
«СП»: Тюремная экзотика в последние годы привлекает немало людей.
— Меня не привлекает.
«СП»: Боитесь «черной ауры» места?
— Я человек православный, в мистику не верю. Но и экспериментировать с ней нет желания. Любая тюрьма тяжелое место. Там, мне кажется, молитва нужна, а ни песни с танцами. Мемориал в «Крестах» был бы очень кстати.
История вопроса
Рассчитаны исторические «Кресты» была на 1150 узников. Но в последние до закрытия годы их численность доходило до 12 тысяч! В историю вошел экс-чекист Ленька Пантелеев, автор легендарной «Республики «Шкид». Он стал единственным за всю историю, кому в 1920-е удался побег из этих стен. Попытку сбежать предпринял в 1990-х вор и убийца Сергей Мадуев, сумевший обворожить следователя-женщину. По этой истории был снят фильм «Тюремный романс». А знаменитый актер Кирилл Лавров, готовясь к роли матерого уголовника Барона в «Бандитском Петербурге», не один день провел в «Крестах», общаясь с обитателями, в том числе с самим Бароном. Сыграл потом очень убедительно.