Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Власть
22 сентября 13:01

Вернуть минтай в Россию: Ловим на востоке, едим на западе

Поймать не проблема, проблема довезти улов через всю страну

6184
Вернуть минтай в Россию: Ловим на востоке, едим на западе
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Вице-премьер Дмитрий Патрушев подписал дорожную карту для популяризации отечественной рыбной продукции, сообщил глава Росрыболовства Илья Шестаков.

В рамках реализации документа в июле создана АНО «Агентство по продвижению российской рыбной продукции», которая займется изучением потребительских предпочтений, реализацией социально ориентированных информационных кампаний, проведением тематических мероприятий, и методологической поддержкой регионов и участников рынка, сообщили «Свободной Прессе» в пресс-службе Росрыболовства, а первые мероприятия дорожной карты будут завершены уже в этом году.

Потребление рыбной продукции в России, по подсчетам Шестакова, в этом году будет на уровне 21−23 кг на человека. Целевым результатом дорожной карты в целом по стране должно стать 28 кг на человека к 2030 году. Популяризацию планируется ввести с помощью социальной рекламы, акций по продвижению в рознице и общепите и подготовки рекомендаций по организации «рыбного дня» в государственных организациях.

Читайте также
Полигон на Новой Земле ждет отмашки, но до "кузькиной матери" ситуацию доводить не будут Полигон на Новой Земле ждет отмашки, но до «кузькиной матери» ситуацию доводить не будут Испытания не станут началом ядерной войны, мы просто подтверждаем боеготовность наших ядерных арсеналов

Что качается вылова рыбы, то в 2024 году, по словам Шестакова, ожидается вылов порядка 250−260 тыс. тонн лососевых, что в два раза меньше, чем в прошлом году — из-за этого ожидаемый общий вылов также будет ниже и составит около 5 млн тонн (в 2023 году — 5,3 млн тонн).

В первой половине года Россия экспортировала порядка 1 млн тонн рыбной продукции, в целом экспорт снизился как в абсолютном выражении, так и в стоимостном. В основном поставки идут в Китай (50% от экспорта), Японию, Южную Корею и Нидерланды (хаб, через который российская рыба попадает в страны ЕС). Крупнейшим импортером из африканских стран является Нигерия.

Как в России развивается строительство новых рыболовецких судов? В пресс-службе Росрыболовства пояснили, что государство в рамках программы инвестквот выделяет компаниям квоты на добычу водных биоресурсов в обмен на развитие добычи, переработки или строительство флота. Также реализуется госпрограмма крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами.

Первый этап инвестквот, запущенный в 2017 году, из-за новых международных санкций продлен до 2026 года. На сегодняшний день в море находится уже 29 новых судов, до конца года ожидается спуск еще пяти, подчеркнули в пресс-службе Росрыболовства.

«Ведомости» в марте сообщали, что за последние неполные пять лет в России было построено 23 новых добывающих судна различной мощности. Всего в по первому этапу инвестиционных квот законтрактовано строительство 105 судов, из них 64 рыбопромысловых и 41 краболовных, а с этой целью было построено 25 заводов, отметили в издании.

О том, как функционирует сейчас рыбопромышленная отрасль в России, «Свободной Прессе» рассказал генеральный директор «Дальрефтранс» (входит в Транспортную группу FESCO и является членом АСОРПС) Андрей Гречкин.

— Исторически сложилось так, что 70% водных биологических ресурсов добывается на Дальнем Востоке, при этом население России сконцентрировано на западе страны. Перевозки идут с Дальнего Востока в Сибирский, Уральский федеральные округа и, конечно, в ЦФО. Основу грузопотока составлял и составляет минтай. Это продукция, которая вылавливается наиболее массово и наиболее ровно в течение всего года.

При этом СМИ обращают внимание в основном на лососевую путину (интенсивный вылов рыбы лососевых пород в течение лета и начала осени). Для нее характерны низкие выловы в четные годы, и высокие — в нечетные. Она длится всего 2−3 месяца. Долгое время до 80% этой рыбы в основном шло на экспорт, прежде всего в Китай и Корею.

Сегодняшняя наша задача — переориентировать минтай на внутреннее потребление, государство начало предпринимать шаги в этом направлении, и они заметны. В первую очередь происходит улучшение отношения потребителей к этой рыбе.

Но производителям необходимо обеспечивать более глубокую и качественную переработку минтая, желательно близко к местам вылова, чтобы сохранялись все органолептические характеристики этой продукции.

«СП»: Как следует развивать перевозки рыбной продукции?

— Необходимо сделать доставку рыбопродукции дешевле. Силами логистических операторов снижать ее стоимость невозможно, поэтому несколько лет назад был предложен инструмент субсидирования железнодорожного тарифа.

Минсельхоз периодически определяет лимиты на эти субсидии, и практика показывает, что благодаря этим субсидиям рыба очень активно доставляется в центральные регионы страны. На моей памяти, лимиты этих субсидий всегда используются по максимуму и «выбирают» их буквально за 2−3 недели.

В идеальном варианте неплохо предоставить такую субсидию на один год без каких-либо лимитов, чтобы накопилась статистика, и все понимали, какой объем рыбы достаточен для реализации в розницу. Надо дать возможность розничной торговле получить дешевую продукцию и с ней поработать. Посмотреть, как это работает, и после этого сделать график субсидий на год.

Если мы говорим о планомерном увеличении потребления рыбной продукции внутри страны, надо распределять субсидии на перевозку в течение всего года. Такое решение, безусловно, повлияло бы на объем поступления рыбы. Хорошо, что в этом году помимо минтая и филе минтая, номенклатура субсидий дополнена еще лососем и сельдью иваси, но тут помимо законодательного регулирования нужно еще усовершенствование взаимодействия между РЖД и Минсельхозом при отправках рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России, чтобы эти новые позиции стали реально доступны при подаче заявок на перевозку.

«СП»: Какие есть основные проблемы в перевозке рыбной продукции по железным дорогам? Есть ли трудности с контейнерами для перевозки?

— Вопрос нехватки рефрижераторных контейнеров, регулярно поднимавшийся еще два-три года назад, начинает затихать.

Читайте также
Русский размах: Когда АвтоВАЗ рапортует, «Тойота» загибается от зависти Русский размах: Когда АвтоВАЗ рапортует, «Тойота» загибается от зависти Стоимость «Лада-Аура» будет более 3 млн рублей — что предлагают конкуренты?

Напомню, в 2022 году с уходом крупных международных операторов рефконтейнеров с российского рынка, отечественные операторы за счет временного обнуления таможенной пошлины получили возможность обновить и увеличить собственный парк рефрижераторного контейнерного оборудования. По оценке АСОРПС, парк рефконтейнеров у российских операторов вырос с 7 до 12 тыс. единиц.

Сейчас появилась проблема в движении контейнеров с запада на восток по железной дороге, поскольку рефрижераторные грузы не всегда получают необходимые лимиты на отправку по ж/д. В конце осени, к моменту окончания путины, может накопиться избыточный парк рефконтейнеров на западе страны. И эти контейнеры будут возвращать на восток достаточно долго. Поэтому было бы неплохо поднять вопрос об увеличении приоритетности перевозок продуктов питания по железной дороге.

Соответственно, баланс парка и ускорение оборачиваемости платформ и контейнеров — это первостепенная задача. Если мы этот вопрос решим совместно с РЖД и государственными регуляторами, и повысим приоритет перевозки продуктов питания по железной дороге, мы решим проблему потенциального наличия контейнеров в период массовой лососевой путины на Дальнем Востоке.

Существует показатель — утилизация контейнерного парка. Это отношение всех контейнеров с грузом к общему контейнерному парку, которым владеет компания, на определенный момент времени. Нормальным считается показатель свыше 60%. Периодически в этом году у нас доходило до 42%, осенью показатель увеличился до 56%, то есть существует потенциал увеличения грузопотока еще на 20−30%.

«СП»: Какую рыбу в основном перевозят по железным дорогам и поставляют на склады и в магазины?

— Самые большие объемы и самый большой потенциал для их увеличения у минтая. Сейчас растет доля перевозок филе, однако, необходимо распространить субсидию и на сурими — минтаевый фарш, его потребление увеличивается в том числе в промышленной переработке и производстве готовых блюд. Значительна доля сельди иваси и лосося — конечно, в период путины. При этом треска, палтус, кальмар и креветки занимают не самое значительное место в структуре перевозок.

По данным отраслевой системы Росрыболовства, больше всего из рыбы к 16 сентября 2024 года выловили минтая — более 1,6 млн тонн (рост 9,7 тыс. тонн к уровню 2023 года) в Дальневосточном бассейне. Далее идет сельдь (323,3 тыс. тонн в Дальневосточном бассейне, также 18,6 тыс. тонн балтийской сельди) и треска (279 тыс. тонн в Дальневосточном и Северном бассейнах). «В условиях роста транспортировки, перевалки продукции стоит задача наращивания производства рефрижераторных контейнеров на территории Российской Федерации», — добавили в пресс-службе ведомства.

Последние новости
Цитаты
Всеволод Шимов

Политолог

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня