Вице-премьер Дмитрий Патрушев подписал дорожную карту для популяризации отечественной рыбной продукции, сообщил глава Росрыболовства Илья Шестаков.
В рамках реализации документа в июле создана АНО «Агентство по продвижению российской рыбной продукции», которая займется изучением потребительских предпочтений, реализацией социально ориентированных информационных кампаний, проведением тематических мероприятий, и методологической поддержкой регионов и участников рынка, сообщили «Свободной Прессе» в пресс-службе Росрыболовства, а первые мероприятия дорожной карты будут завершены уже в этом году.
Потребление рыбной продукции в России, по подсчетам Шестакова, в этом году будет на уровне 21−23 кг на человека. Целевым результатом дорожной карты в целом по стране должно стать 28 кг на человека к 2030 году. Популяризацию планируется ввести с помощью социальной рекламы, акций по продвижению в рознице и общепите и подготовки рекомендаций по организации «рыбного дня» в государственных организациях.
Что качается вылова рыбы, то в 2024 году, по словам Шестакова, ожидается вылов порядка 250−260 тыс. тонн лососевых, что в два раза меньше, чем в прошлом году — из-за этого ожидаемый общий вылов также будет ниже и составит около 5 млн тонн (в 2023 году — 5,3 млн тонн).
В первой половине года Россия экспортировала порядка 1 млн тонн рыбной продукции, в целом экспорт снизился как в абсолютном выражении, так и в стоимостном. В основном поставки идут в Китай (50% от экспорта), Японию, Южную Корею и Нидерланды (хаб, через который российская рыба попадает в страны ЕС). Крупнейшим импортером из африканских стран является Нигерия.
Как в России развивается строительство новых рыболовецких судов? В пресс-службе Росрыболовства пояснили, что государство в рамках программы инвестквот выделяет компаниям квоты на добычу водных биоресурсов в обмен на развитие добычи, переработки или строительство флота. Также реализуется госпрограмма крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами.
Первый этап инвестквот, запущенный в 2017 году, из-за новых международных санкций продлен до 2026 года. На сегодняшний день в море находится уже 29 новых судов, до конца года ожидается спуск еще пяти, подчеркнули в пресс-службе Росрыболовства.
«Ведомости» в марте сообщали, что за последние неполные пять лет в России было построено 23 новых добывающих судна различной мощности. Всего в по первому этапу инвестиционных квот законтрактовано строительство 105 судов, из них 64 рыбопромысловых и 41 краболовных, а с этой целью было построено 25 заводов, отметили в издании.
О том, как функционирует сейчас рыбопромышленная отрасль в России, «Свободной Прессе» рассказал генеральный директор «Дальрефтранс» (входит в Транспортную группу FESCO и является членом АСОРПС) Андрей Гречкин.
— Исторически сложилось так, что 70% водных биологических ресурсов добывается на Дальнем Востоке, при этом население России сконцентрировано на западе страны. Перевозки идут с Дальнего Востока в Сибирский, Уральский федеральные округа и, конечно, в ЦФО. Основу грузопотока составлял и составляет минтай. Это продукция, которая вылавливается наиболее массово и наиболее ровно в течение всего года.
При этом СМИ обращают внимание в основном на лососевую путину (интенсивный вылов рыбы лососевых пород в течение лета и начала осени). Для нее характерны низкие выловы в четные годы, и высокие — в нечетные. Она длится всего 2−3 месяца. Долгое время до 80% этой рыбы в основном шло на экспорт, прежде всего в Китай и Корею.
Сегодняшняя наша задача — переориентировать минтай на внутреннее потребление, государство начало предпринимать шаги в этом направлении, и они заметны. В первую очередь происходит улучшение отношения потребителей к этой рыбе.
Но производителям необходимо обеспечивать более глубокую и качественную переработку минтая, желательно близко к местам вылова, чтобы сохранялись все органолептические характеристики этой продукции.
«СП»: Как следует развивать перевозки рыбной продукции?
— Необходимо сделать доставку рыбопродукции дешевле. Силами логистических операторов снижать ее стоимость невозможно, поэтому несколько лет назад был предложен инструмент субсидирования железнодорожного тарифа.
Минсельхоз периодически определяет лимиты на эти субсидии, и практика показывает, что благодаря этим субсидиям рыба очень активно доставляется в центральные регионы страны. На моей памяти, лимиты этих субсидий всегда используются по максимуму и «выбирают» их буквально за 2−3 недели.
В идеальном варианте неплохо предоставить такую субсидию на один год без каких-либо лимитов, чтобы накопилась статистика, и все понимали, какой объем рыбы достаточен для реализации в розницу. Надо дать возможность розничной торговле получить дешевую продукцию и с ней поработать. Посмотреть, как это работает, и после этого сделать график субсидий на год.
Если мы говорим о планомерном увеличении потребления рыбной продукции внутри страны, надо распределять субсидии на перевозку в течение всего года. Такое решение, безусловно, повлияло бы на объем поступления рыбы. Хорошо, что в этом году помимо минтая и филе минтая, номенклатура субсидий дополнена еще лососем и сельдью иваси, но тут помимо законодательного регулирования нужно еще усовершенствование взаимодействия между РЖД и Минсельхозом при отправках рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России, чтобы эти новые позиции стали реально доступны при подаче заявок на перевозку.
«СП»: Какие есть основные проблемы в перевозке рыбной продукции по железным дорогам? Есть ли трудности с контейнерами для перевозки?
— Вопрос нехватки рефрижераторных контейнеров, регулярно поднимавшийся еще два-три года назад, начинает затихать.
Напомню, в 2022 году с уходом крупных международных операторов рефконтейнеров с российского рынка, отечественные операторы за счет временного обнуления таможенной пошлины получили возможность обновить и увеличить собственный парк рефрижераторного контейнерного оборудования. По оценке АСОРПС, парк рефконтейнеров у российских операторов вырос с 7 до 12 тыс. единиц.
Сейчас появилась проблема в движении контейнеров с запада на восток по железной дороге, поскольку рефрижераторные грузы не всегда получают необходимые лимиты на отправку по ж/д. В конце осени, к моменту окончания путины, может накопиться избыточный парк рефконтейнеров на западе страны. И эти контейнеры будут возвращать на восток достаточно долго. Поэтому было бы неплохо поднять вопрос об увеличении приоритетности перевозок продуктов питания по железной дороге.
Соответственно, баланс парка и ускорение оборачиваемости платформ и контейнеров — это первостепенная задача. Если мы этот вопрос решим совместно с РЖД и государственными регуляторами, и повысим приоритет перевозки продуктов питания по железной дороге, мы решим проблему потенциального наличия контейнеров в период массовой лососевой путины на Дальнем Востоке.
Существует показатель — утилизация контейнерного парка. Это отношение всех контейнеров с грузом к общему контейнерному парку, которым владеет компания, на определенный момент времени. Нормальным считается показатель свыше 60%. Периодически в этом году у нас доходило до 42%, осенью показатель увеличился до 56%, то есть существует потенциал увеличения грузопотока еще на 20−30%.
«СП»: Какую рыбу в основном перевозят по железным дорогам и поставляют на склады и в магазины?
— Самые большие объемы и самый большой потенциал для их увеличения у минтая. Сейчас растет доля перевозок филе, однако, необходимо распространить субсидию и на сурими — минтаевый фарш, его потребление увеличивается в том числе в промышленной переработке и производстве готовых блюд. Значительна доля сельди иваси и лосося — конечно, в период путины. При этом треска, палтус, кальмар и креветки занимают не самое значительное место в структуре перевозок.
По данным отраслевой системы Росрыболовства, больше всего из рыбы к 16 сентября 2024 года выловили минтая — более 1,6 млн тонн (рост 9,7 тыс. тонн к уровню 2023 года) в Дальневосточном бассейне. Далее идет сельдь (323,3 тыс. тонн в Дальневосточном бассейне, также 18,6 тыс. тонн балтийской сельди) и треска (279 тыс. тонн в Дальневосточном и Северном бассейнах). «В условиях роста транспортировки, перевалки продукции стоит задача наращивания производства рефрижераторных контейнеров на территории Российской Федерации», — добавили в пресс-службе ведомства.