Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Экспресс-образование: «Нации пора взрослеть!» или «Детей России хотят лишить детства»?

Нынешнее образование назвали «устаревшим» и предложили сократить ради «конкурентоспособности»

3138
Экспресс-образование: "Нации пора взрослеть!" или "Детей России хотят лишить детства"?
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Продолжительность обучения в школах и вузах России пора сокращать.

Такую идею намедни озвучил экс-министр культуры РФ, член бюро Высшего совета партии «Единая Россия», председатель Российского военно-исторического общества (РВИО), помощник президента России Владимир Мединский.

«Время диктует сокращение продолжительности среднего образования, то, что у нас 11 лет — это непозволительная роскошь. Будто мы живем с вами в XIX веке. Оно должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться. Все будет раньше и быстрее», — заявил в ходе своего выступления в рамках проекта «Арктический диалог» в Мурманске чиновник (родившийся, кстати, на Украине, где планируют, наоборот, продлить срок обучения в школах до 12 лет за счет введения трехлетнего профильного среднего образования, о чем сообщил украинским СМИ министр образования Оксен Лисовой).

Читайте также
Невероятное-8: Русский “космический” чип для США страшнее атомной бомбы Невероятное-8: Русский «космический» чип для США страшнее атомной бомбы Российская радиационно-стойкая микроэлектроника очень быстро догоняет американскую

Классическое пяти-шестилетнее образование в вузах тоже должно уйти в прошлое, добавил Владимир Мединский, при этом уточнив, что новое образование должно быть более специализированным. «Оно будет рассчитано на ближайшие 10 лет, а потом через 10 надо будет переучиваться. Тот, кто не будет учиться чему-то новому, просто будет неконкурентоспособен», — резюмировал он.

У озвученной им идеи сразу же появились свои сторонники и противники.

Например, участник СВО, писатель и журналист Захар Прилепин совершенно с Мединским согласен.

«Всю эту историю с 11 классами обучения надо закрывать как можно скорее, — написал он своем tg-канале. — С этим перекосом напрямую связаны и проблема демографии — потому что людей осмысленно держат в полудетском состоянии. Какие им ещё дети, если они сами почти до тридцати (с высшим образованием) — дети. И общий, увы, серьезный уровень безответственности и инфантильности — тоже связан с этими накрученным классами.

Школу надо не в 19 заканчивать, а в 16. Лучше даже в 15. А в 20 — институт или универ. Или в 18 то, что именовалось ранее ПТУ. И мы к этому придём. Лет 10 уже пишу и говорю про данную проблему. Умышленная инфантилизация населения она называется. Надо срочно из неё выкарабкиваться".

Однако, например, рядовые россияне, чьи дети учатся сейчас в школах, восприняли идеи помощника президента РФ, что называется, в штыки.

«Ну, прекрасно! То есть читать-писать научили — и гарантированно, чтобы не соскочил, в армию, если мальчик. Давайте тогда уж в 14 лет сразу на завод всех, чего мелочиться -то. А ещё лучше — после УЗИ в роддоме, как только станет ясен пол ребенка, сразу и распределять в батраки, чего ж зря время-то тянуть. А девочек сразу после детсада замуж отдавать. У Мединского что, ум за разум уже зашел, что ли?» — возмущается в соцсетях 40-летняя Наталья С. из Подмосковья.

«А Мединский задумывался, как при таких раскладах врачей и учителей учить-то будут? Тоже по „сокращенке“? Хорошеньких же специалистов мы на выходе получим, глубина их знаний будет просто поражать!» — вторит ей 50-летний Николай У. с Поволжья.

«Вообще-то непосредственный начальник Мединского, президент России Владимир Путин, уже указ подписал о реформе образования. Хотя толком еще ничего не понятно, что на выходе-то получим, все ли будет работать так, как задумывалось. У нас ведь нередко на бумаге одно, а по факту другое. Не закатывается ли обществу устами аж целого помощника президента „пробный шар“, чтобы мы свыклись с мыслью, что образование в конечном счете „порежут“?» — задается вопросом 44-летний Кирилл К. из Владимирской области.

— Для того, чтобы приступить к высококвалифицированной работе, требуется продолжительное высшее образование, — дал свою оценку высказываниям помощника президента РФ первый заместитель думского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин.

— Четырехлетнее бакалаврское образование для высококвалифицированных профессий явно недостаточно. Поэтому предлагать сокращать сроки довольно странно. Ни врачом, ни учителем, ни ученым нельзя стать, поучившись 2−3 года. Поэтому не вижу оснований для того, чтобы сокращать сроки получения высшего образования.

«СП»: По мнению Владимира Мединского тот, кто не будет каждые десять лет учиться чему-то новому — профессии, специализациям, технологиям, — окажется неконкурентоспособным. Это касается и тех, кто в 22 года будет выходить на работу, поскольку их ровесники продвинутся дальше в карьере.

— Если речь идет, например, о карьере сварщика или слесаря, то очень может быть, что 22 года — уже и поздновато. Но если мы говорим об учителе, с какой стати это поздно? Сегодня в педагогических вузах, в принципе, поднимается вопрос о переходе фактически на специалитет. Поэтому я плохо себе представляю, что означает в данном случае проигрыш в конкурентной борьбе, о которой говорит Мединский.

И потом, жизнь не состоит целиком из конкуренции, которая стала у нас в последние десятилетия буквально новой религией. А, между прочим, в указе президента номер 809 о духовно-нравственных ценностях написано нечто совсем другое.

— Я полагаю, что это все же отдельное мнение одного отдельно взятого человека, а не, так сказать, будущая «линия партии», — поделился с «СП» собственным мнением о высказываниях члена бюро Высшего совета партии «Единая Россия» член Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Роман Дощинский.

Читайте также
Росстат в цифровую эпоху расцветёт, если в стране появится Госплан Росстат в цифровую эпоху расцветёт, если в стране появится Госплан Перепись-2030 нужна для стратегического планирования — кибернетика в помощь

— «Спрессование» образования подразумевает прежде всего его сокращение. А содержание образования сегодня настолько объемно, что чисто механическое его «прессование» выльется в то, что некоторые темы просто придется из него выбрасывать. И что конкретно мы будем выкидывать? Основы атомной физики из школьной программы будем исключать? Или начала анализа из алгебры?

«СП»: То есть нам просто нечего выкидывать из школьных программ? Как же тогда может выглядеть ранняя профориентация «по Мединскому», чтобы выпускник был «конкурентоспособен»?

— На мой взгляд, единственный путь уплотнения школьных программ — сокращение «одночасовых» предметов, которые напрягают в школе всех без исключения, вызывая крайний дискомфорт. Изучая предмет один час неделю, ничего не добьемся, кроме головной боли у учителей. Мотивации у детей нет, об эффективности освоения и говорить не приходится.

Есть, правда, еще путь дифференциации групп учащихся в зависимости от их склонностей. Но, во-первых, тогда это снова механическое исключение «лишних» предметов. Например, если ученик уже видит себя великим химиком, или, скажем, биологом, то и пусть математику изучает лишь на базовом, жизненном уровне.

Во-вторых, тут кроется опасность и другого плана. Например, русский язык является одним из основополагающих предметов, защищенных госгарантиями, и на объемы его изучения «посягнуть» невозможно. Но при подобном пути «спрессования» образования и от него, и от других фундаментальных предметов неизбежно начнут отщипывать кусочки, и кто знает, чем все может закончиться.

Читайте также
«Зажрались!» Раскрыта страшная тайна богатства москвичей «Зажрались!» Раскрыта страшная тайна богатства москвичей Где «средний житель» столицы наскреб 3 миллиона на «средний вклад» в банке

А насчет профориентации еще в СССР пытались ее то в 7, то в 8 классе начать. Но в общеобразовательной массовой школе это заведомо не получалось тогда и не получится сейчас, потому что ребенок сегодня, например, химиком мечтает быть, а уже завтра — художником. Но все равно, географию на базовом уровне ученик знать должен, физику, математику, историю и так далее, какую бы стезю своей деятельности он уже не выбрал. Пожалуй, только в 10−11 классе профориентацию стоит начинать, рассчитывая на ее эффективность.

Да и потом, ранняя профориентация детей — это не всегда хорошо. Все очень индивидуально. Есть ребята, замотивированные с ранних лет, есть и другие. Когда мы начинаем требовать от ребенка как можно раньше принимать ответственные решения, мы банально лишаем его детства, которое он должен полноценно прожить в своем индивидуальном, личном режиме.

А если всех стричь под одну гребенку «избавления от инфантилизации» с младых ногтей, то мы рискуем на выходе получить большое количество выпускников, абсолютно лишенных мотивации. Дети, не прожившие своего детства полноценно, чаще других пускаются во все тяжкие и становятся неуправляемыми.

Такое в 90-х годах мы уже проходили. Тогда в программу начальной школы стали впихивать чуть ли не квадратные уравнения. В результате к пятому классу получали абсолютно выгоревших и ничем не интересующихся детей.

Сейчас, резюмировал Роман Дощинский, очень много говорят о том, как у нас устроено и функционирует общее образование, а о том, что творится в вузах, предпочитают молчать. А между тем, по его словам, наше высшее образование устроено куда хуже школьного. Там уже все сокращено сверх меры, так что в вузах надо только расширять и расширять, а сжимать и «спрессовывать» дальше уже некуда.

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня