В Совете Федерации прошел «круглый стол», посвященный совершенствованию системы профессиональной ориентации в российских школах. В дискуссии приняли участие сенаторы, чиновники Минпросвещения и Минобрнауки, педагоги, а также представители промышленных предприятий как потенциальные работодатели.
По словам главы образовательного комитета СФ Лилии Гумеровой, ранней профориентации сегодня отводится роль «первой ступени в построении суверенной экономики нашей страны и достижении технологического суверенитета». Именно поэтому в последнее время теме профориентации стали уделять повышенное внимание, пояснила сенатор.
И напомнила, что в феврале 2023 г. в послании Федеральному собранию Владимир Путин поставил задачу подготовить за пять лет миллион специалистов рабочих профессий «для обеспечения безопасности и конкурентоспособности России».
На это направлен и стартующий в 2025 г. национальный проект «Кадры», — подчеркнула Гумерова. Его составной частью будет прогноз кадровых потребностей экономики на пятилетнюю перспективу с его ежегодной актуализацией.
Парламентарий отметила также, что в августе внесены изменения в законодательство, которые закрепили за Минпросвещения полномочия по профессиональной профориентации учащихся в российских школах.
«В настоящее время реализуется ряд федеральных профориентационных проектов и один из них — обучение школьников в профильных предпрофессиональных классах. По данным статистики, сегодня в России уже больше 30 тысяч таких классов, где осуществляется углубленное изучение определённых предметов. Это, в частности, медицинские, педагогические классы», — заявила Гумерова.
При этом она заметила, сославшись на данные ВЦИОМ, что необходимость школьной профориентации поддерживают 86% родителей. Причем эта цифра, по ее словам, может скоро приблизиться к 100%, просто «пока не все родители понимают, в чем суть занятий», но «работа в этом направлении тоже ведется».
Между тем, как сообщил гендиректор фонда ВЦИОМ Константин Абрамов, всероссийский телефонный опрос этой весной показал, что 40% россиян «ориентируются при выборе профессии на собственные желания», а вот профориентационные тесты и лекции указали всего 2% опрошенных. В том, что профориентация в школах вовсе не нужна, уверены 5% респондентов.
Первый замглавы Минпросвещения РФ Александр Бугаев, со своей стороны, отметил важность подготовки педагогических кадров для профориентации школьников. И напомнил, что для учителей реализуются программы повышения квалификации, чтобы была возможность овладеть более эффективными методиками в этой области.
Ранее сообщалось, что ведомство разработало и внедрило во всех школах страны единую модель профориентационной деятельности для учащихся 6−11 классов — не менее 40 часов в учебный год. По словам Бугаева, модель реализуется на трех уровнях и по семи направлениям. «По результатам прохождения профессиональной диагностики школьники получают план профориентационной деятельности, включающей в себя профессии из списка, востребованные именно в этом регионе», — пояснил первый замминистра.
В целом же, по словам главы Минтруда и социальной защиты Антона Котякова, стране в настоящее время остро необходимы инженеры, IT-специалисты. Большой спрос на рабочие специальности. Нужны, в частности, операторы станков с числовым программным управлением и особенно — сварщики.
«Сегодня сварщики высокой квалификации — одна из самых востребованных профессий», — указал Котяков.
Проблема налицо. Вопрос, поможет ли ранняя профориентация ее решить? Какой смысл навязывать школьникам специализацию, если потом, после 30 лет, многие меняют сферу деятельности?
По данным портала Rabota.ru, по специальности никогда не работали 43% россиян. Еще 23% имеют опыт в профильной сфере, но сейчас заняты в другой.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила директора Института развития образования НИУ ВШЭ, профессора Ирину Абанкину:
— Знакомить учащихся с профессиями, с их современным содержанием, безусловно, нужно. Профессии в наше время очень резко меняются, идет цифровизация, и поэтому представление о них, конечно, требуется. Тем более что зачастую интерес к той или иной сфере деятельности проявляется с довольно раннего возраста.
Но навязывать и углублять специализацию — опасно. Потому что способности, пристрастия и интересы школьников на разных этапах становления личности, действительно, заметно меняются.
Скажем так, участие в профориентационных мероприятиях типа экскурсий на предприятия, каких-то пробных конкурсов или дней открытых дверей, которые проводят многие компании, это важно, полезно и интересно. А вот навязывать специализацию не стоит.
«СП»: В таком случае единая модель профориентационной деятельности, которая была внедрена в школах в прошлом году, выглядит совершенно ненужной…
— Вовсе нет. Но здесь, на мой взгляд, важна именно программа знакомства с профессиями. Программа профессиональных проб, ориентированная на то, что откликаются и работодатели. Потому что без них на пальцах, что называется, не объяснишь, в чем заключается специфика той или иной сферы деятельности. А значит, и не заинтересуешь.
Поэтому программа нужна. Но ее построение должно быть ориентировано на знакомство с профессиями, на профессиональные пробы, на самоопределение как бы внутреннее. В этом смысле слово «ориентация» здесь очень правильное.
«СП»: Тогда почему почти каждый второй россиянин, получивший профильное образование, не работает по специальности? В значительной мере это касается, в том числе, выпускников педвузов.
— Выбор профессии — профессиональное самоопределение — дело достаточно сложное. Конечно, общая среда, особенно взаимодействие с талантливым педагогом, наполняют очень серьезно жизнь школьников. И выбор кем-то из них профессии учителя кажется поначалу понятным, увлекательным и простым.
А по окончании образования вдруг оказывается, что есть довольно много интересных альтернатив. И вообще-то не все могут побороть свой страх войти в класс и работать с учениками. Плюс — ответственность, а также большая психологическая и физическая нагрузка.
Поэтому здесь предугадать, останется человек в профессии или нет, очень сложно.
Неслучайно у нас довольно много контрольных цифр приема по педагогическим направлениям. Их увеличивают. А мы видим, что не всегда вслед за этим увеличивается число тех, кто идет потом работать в школу.
Опять же, иногда здесь имеет место взаимный конфликт интересов. Потому что и в школе к молодым настороженное отношение, и вписаться в немолодой коллектив нередко очень трудно.