Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Регионы
7 октября 2024 08:24

«ЮКОС», Юревич, Урал, Москва: Челябинская подземка сжирает миллиарды, как голодный крокодил

Метро в Челябинске строили по инерции, метротрамвай — от безвыходности

8995
На фото: первая стройплощадка челябинского метро, 1982 год.
На фото: первая стройплощадка челябинского метро, 1982 год. (Фото: Клипиницер Борис/ТАСС)

Подобная система работает в России пока только в Волгограде. В Челябинске к идее метротрама пришли вынужденно: реализовать советский проект метро оказалось не только дорого, но и бессмысленно.

Как начиналось метро в Челябинске

Проектировать строительство метрополитена в Челябинске начали еще в конце 60-х годов ХХ века.

До практических шагов дело дошло лишь во второй половине 80-х годов. А собственно стройка началась уже в 90-х после появления положительного заключения «Главгосэкспертизы». Пуск первой линии метро наметили на 2012 год.

Но дело сразу пошло не по плану. Во-первых, строили без инженерной подготовки стройплощадок. Во-вторых, в 1998 году случился дефолт. Где уж тут финансировать региональные проекты?

Читайте также
Национализация: «Макфа», «Ариант», ЧЭМК ушли из-под «семейного» контроля Национализация: «Макфа», «Ариант», ЧЭМК ушли из-под «семейного» контроля Что происходит на «раскулаченных» предприятиях Челябинска?

Геологические особенности

Строить метро в Челябинске было сложно в силу геологических особенностей. Причина — Челябинская тектоническая зона, пересекающая территорию города в меридианном направлении шириной от 600 до 1500 метров.

Сжимающие напряжения пород здесь могут достигать максимальных значений, что ведет к землетрясению. Предположительно, в этом причина землетрясения в Челябинске, которое случилось 23 октября 2010 года. Тогда в городе вибрировали жилые здания, в квартирах двигалась от толчков мебель.

Мнения о сжимающих напряжениях пород как причине челябинского землетрясения придерживаются ученые Южно-Уральского госуниверситета.

Они отмечали, что к западу от разлома крепкие горные породы — граниты и гранодиориты, а к востоку — морские грунты: песчаники, известняки и аргиллиты с участками песков и глин разных модификаций. Здесь есть риски прорыва подземных вод в проходческие тоннели.

На фото: строительство метрополитена в Челябинске, 1998 год.
На фото: строительство метрополитена в Челябинске, 1998 год. (Фото: Клипиницер Борис/ТАСС)

Разумно метро строить в прочных скальных горных породах. Между тем, в проект уже вносили не самые продуманные изменения маршрутов.

На фото: канадский тоннелепроходческий комплекс "Ловат" начал работать на строительстве метрополитена, 2004 год.
На фото: канадский тоннелепроходческий комплекс "Ловат" начал работать на строительстве метрополитена, 2004 год. (Фото: ТАСС/Валерий Бушухин)

И тут всплыл «ЮКОС»

В 1999 году челябинские метростроители пожаловались в прокуратуру на длительные задержки зарплат.

Издание «Челябинск сегодня» позднее приводило слова бывшего главного инженера «Челябметростроя» Евгения Коноплева: «Строительство фактически не велось, не было денег. Неожиданно я узнал, что из Москвы выделили 13 миллиардов рублей, но до нас они не дошли. Позвонил в министерство финансов, мне подтвердили факт перечисления денег в Челябинскую область. Звоню вице-губернатору области Владимиру Букрину — и эти 13 миллиардов… находятся.

На фото: челябинское метро, 2009 год.
На фото: челябинское метро, 2009 год. (Фото: Ахметов Вадим/URA.RU/ТАСС)

А спустя два месяца я случайно узнал, что для челябинского метро Минфином было выделено не 13, а 18 миллиардов, но 5 миллиардов до нас так и не дошли. Выделенные Москвой «живые» деньги для челябинского метро по решению областной администрации (которой принадлежал контрольный пакет акций ОАО «Челябметрострой») были перечислены… нефтедобывающей компании «ЮКОС». Нефтяники должны были расплатиться с челябинскими метростроевцами ГСМ и нефтепродуктами. Но их метростроевцы так и не получили".

На фото: челябинское метро, 2011 год.
На фото: челябинское метро, 2011 год. (Фото: Ахметов Вадим/URA.RU/ТАСС)

«Заморозить нельзя, строить»

Мэр Челябинска Михаил Юревич (впоследствии губернатор, проживает, предположительно, в Великобритании, в 2017 году Следственным комитетом РФ объявлен в международный розыск — «СП») в 2009 году подсчитал, что для завершения проекта нужно 60 млрд руб.

На фото: губернатор Челябинской области Михаил Юревич (второй слева) и глава МЧС РФ Сергей Шойгу (третий слева) на совещании в училище №45 поселка Роза, во время рабочей поездки премьер-министра РФ В.Путина в Челябинскую область, 2012 год.
На фото: губернатор Челябинской области Михаил Юревич (второй слева) и глава МЧС РФ Сергей Шойгу (третий слева) на совещании в училище №45 поселка Роза, во время рабочей поездки премьер-министра РФ В.Путина в Челябинскую область, 2012 год. (Фото: ТАСС/Александра Мудрац)

При губернаторе Дубровском (он занял этот пост в 2014 году) общую стоимость строительства первой линии метро оценили уже в 75 млрд рублей.

На пресс-конференции 2015 года Дубровский в ответ на вопрос о перспективах метро заявил: «Мне хотелось бы поставить запятую так: заморозить нельзя, строить». Однако в 2017 году он же объявил, что без федеральной поддержки возобновить строительство не получится.

Спустя год журналисты опять спросили Дубровского о перспективах челябинского метро. Он ответил: «Нужно 80 миллиардов рублей. Мы сейчас ищем эти деньги».

На фото: губернатор Челябинской области Борис Дубровский, 2017 год.
На фото: губернатор Челябинской области Борис Дубровский, 2017 год. (Фото: Игорь Меркулов/URA.RU/ТАСС)

Очевидно было, что таких денег не будет.

В начале 2019 года случилась досрочная отставка уже Дубровского с поста губернатора. А новый глава региона Алексей Текслер в отношении метро пошел принципиально иным путем, чем его предшественники.

На фото: губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
На фото: губернатор Челябинской области Алексей Текслер. (Фото: Наиль Фаттахов/ТАСС)

Поворот концепции: метротрам

В 2021 году глава региона презентовал проект метротрама. Текслер заявил, что уничтожать ранее проделанную работу не будет. Чтобы довести проект до конца, смету сократили в два раза, при этом кардинально пересмотрели концепцию.

На фото: губернатор Челябинской области Алексей Текслер во время презентации концепции завершения строительства метрополитена в Челябинске с интеграцией его в существующую трамвайную сеть, 2021 год.
На фото: губернатор Челябинской области Алексей Текслер во время презентации концепции завершения строительства метрополитена в Челябинске с интеграцией его в существующую трамвайную сеть, 2021 год. (Фото: Наиль Фаттахов/ТАСС)

Решено было отказаться от реализации проекта классического метро (поскольку денег на него все равно уже Москва не давала) и вместо этого соединить сделанные подземные линии с наземными маршрутами. Называться это будет метротрам, соединение метро и трамвайной линии. Так, как уже сделано в Волгограде.

На фото: рабочий идет по тоннелю для метротрамвая в Челябинске.
На фото: рабочий идет по тоннелю для метротрамвая в Челябинске. (Фото: Ахметов Вадим/URA.RU/TASS)

Но есть подобные примеры и в других странах. Такую же схему применили в Ганновере, Вене, Мадриде, Гааге (всего более 30-ти городов). И чаще всего эти проекты внедряли там, где не было средств достроить полноценное метро. Так что челябинская история строительства метро — не уникальная в мировом опыте транспортного строительства.

Когда построят?

Первый участок метротрама должен соединить ЧТЗ и Северо-Запад Челябинска, проходя через центр города.

Для нового вида транспорта будут использовать двух- и трехсекционные низкопольные вагоны.

Гендиректор Челябинского метротрамвая Виталий Передерий уверен, что ветка «Север — Юг» обеспечит 15% трафика на напряженных участках движения. Планируется, что уже в 2026 году будет работать пять остановок метротрама — подземные «Площадь Революции» и «Торговый центр», а также наземные «Овчинникова», «Косарева» и «Каслинская». Правда, это уже отклонение от сроков. Первоначально планировали пуск метротрама к концу 2024 года.

На фото: Виталий Передерий (крайний слева) во время рабочего визита Виталия Мутко в Челябинск.
На фото: Виталий Передерий (крайний слева) во время рабочего визита Виталия Мутко в Челябинск. (Фото: Ахметов Вадим/URA.RU/TASS)

Вторая ветка получила название «Запад-Восток». Она пройдет от Комсомольской площади до Свердловского проспекта.

В этом году несколько месяцев переносили инженерные коммуникации в районе места строительства станции метротрама на улице Овчинникова вблизи железнодорожного вокзала.

2 октября стартовал основной этап строительства. Начали делать стартовый котлован. Второй такой котлован появится на проспекте Победы на стройплощадке «Улица Косарева».

Читайте также
«Высоцкий», «Исеть», «Символ»: «Москва Сити» подстегнула Урал в гонке небоскребов «Высоцкий», «Исеть», «Символ»: «Москва Сити» подстегнула Урал в гонке небоскребов 35-этажные здания в региональных столицах скоро будут смотреться карликами

Сколько потратили на челябинское метро

В 1994 году в базовых ценах 1991 года стоимость метро оценивали в миллиард рублей.

На 2001−2015 годы правительство России запланировало на проект 31,6 млрд руб. Половину средств из федерального бюджета, половину - из областного и городского.

Но дело шло медленно. И Москва снизила финансирование до минимума.

К августу 2009 года строительство почти остановили.

Проект метро 2014 года предусматривал затраты от 78 до 110 миллиардов рублей (в зависимости от набора станций). Фактически с момента начала строительства и до появления концепции метротрама потрачено по приблизительным оценкам 14 миллиардов рублей.

На выходе есть две станции метро из запланированных пяти («Комсомольская площадь» и «Торговый центр») и 3,3 километра тоннелей. Миллиарды средств бюджета просто зарыли в землю.

Большая часть периода строительства метро пришлась на период губернаторства Сумина. Ему вопросов не задашь — умер в 2011 году. Члены его правительства кто где. Одни тоже в могиле, другие за границей.

На фото: губернатор Челябинска Петр Сумин.
На фото: губернатор Челябинска Петр Сумин. (Фото: Валерий Бушухин/ТАСС)

Для сравнения — в Екатеринбурге и Казани власти работали куда эффективнее. В столице Урала метро действует с 1991 года. В XXI веке в Екатеринбурге дополнительно открыли станции «Геологическая» (2002 год) «Ботаническая» (2011 года) и «Чкаловская» (2012 год).

В Казани и вовсе показали рекордные темпы. Сначала добились включения города в список региональных центров, где строят метро. А потом сделали метро в сжатые сроки. За восемь лет (с 1997 по 2005 годы) построили первую линию из пяти станций. На сегодня в Казани действует уже 11 станций метро.

Проект челябинского метротрама предварительно оценили в 46 млрд руб. Инфраструктурный кредит выделяют федеральные власти. Потом уточнили, что нужно уже 73 млрд руб. Средства должны выделить за четыре года.

Есть настораживающий момент. В этом году планировалось выделить 24, 3 млрд руб. Но весной объявили о резком снижении финансирования — до 11,3 млрд руб.

«Вырезанные» из финансирования этого года 13 млрд рублей перенесли на 2025 год. В 2026 году челябинцам обещают запустить метротрам. Но если опять что-то пойдет не так, надо будет, видимо, вызывать «спасателей» из Казани или Екатеринбурга…

На фото: проект строительства метротрама в Челябинске, 2023 год. Метрополитен в Челябинске планировался в виде одной линии с пятью станциями и депо. Ветка должна была начаться от станции «Проспект Победы», далее соединиться с «Торговым центром», затем с «Площадью Революции», с «Комсомольской площадью» и завершиться станцией «Тракторозаводская». Однако в 1990-х годах Челябинск попал под сокращение финансирования и своей подземки так и не дождался. Первоначальный срок сдачи пускового участка был запланирован на 2000 год, но из-за хронического недостатка финансирования переносился на более поздние сроки. В 2014 году проект заморозили. В итоге проект было решено воплотить в виде метротрама. Столичная группа компаний «Моспроект-3» по итогам тендера выбрана подрядчиком для строительства линии рельсового транспорта подземного-надземного типа. Она займется разработкой проектной документации и строительно-монтажными работами на линии «Север – Юг», которая соединит северо-западную часть города и Металлургический район с железнодорожным вокзалом.
На фото: проект строительства метротрама в Челябинске, 2023 год. Метрополитен в Челябинске планировался в виде одной линии с пятью станциями и депо. Ветка должна была начаться от станции «Проспект Победы», далее соединиться с «Торговым центром», затем с «Площадью Революции», с «Комсомольской площадью» и завершиться станцией «Тракторозаводская». Однако в 1990-х годах Челябинск попал под сокращение финансирования и своей подземки так и не дождался. Первоначальный срок сдачи пускового участка был запланирован на 2000 год, но из-за хронического недостатка финансирования переносился на более поздние сроки. В 2014 году проект заморозили. В итоге проект было решено воплотить в виде метротрама. Столичная группа компаний «Моспроект-3» по итогам тендера выбрана подрядчиком для строительства линии рельсового транспорта подземного-надземного типа. Она займется разработкой проектной документации и строительно-монтажными работами на линии «Север – Юг», которая соединит северо-западную часть города и Металлургический район с железнодорожным вокзалом. (Фото: Лонина Анастасия/stroi.mos.ru)

Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня