Московский государственный университет имени Ломоносова неожиданно выпал из первой сотни международного рейтинга вузов World University Rankings 2025. МГУ потерял более 10 позиций, опустившись с 95-го на 107-е место.
В топ-100 этого рейтинга не оказалось и других российских вузов. Свои результаты ухудшили Московский физико-технический институт (МФТИ), который опустился с 251-го на 300-е место, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, попавший в группу 500−600 (до этого было 401−500 место) и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (501−600, было 351−400).
Рост показал только Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Баумана (351−400, было 401−500 место). Также в рейтинг впервые попал университет Иннополис (601−800), специализирующийся на исследованиях и разработках в области информационных технологий и робототехники.
Некоторые вузы сохранили свои позиции. Среди них Высшая школа экономики (401−500 место), Томский государственный университет (501−600), Университет науки и технологий МИСИС (601−800), Российский университет дружбы народов (601−800).
Уже в девятый раз рейтинг возглавляет Оксфордский университет. Вторую и третью строчки занимают Массачусетский технологический институт и Гарвардский университет. Далее идут Принстонский и Кембриджский университеты. Замыкают десятку Калифорнийский технологический институт, Калифорнийский университет Беркли, Имперский колледж Лондона и Йельский университет.
При составлении списка учитывались 18 позиций в таких областях, как преподавание, исследовательская среда, качество исследований и международная перспектива.
Что пошло не так с нашими вузами? Почему они покинули топ-100 вузов, в который МГУ уж точно всегда входил по давней традиции. С таким вопросом мы обратились к доценту физического факультета МГУ, кандидату физико-математических наук Андрею Ларичеву.
— Скорее всего сыграло роль то, что наши ученые перестали размещать свои публикации в ведущих международных журналах. На рейтинг вузов влияет также количество Нобелевских лауреатов и связи с ведущими зарубежными вузами. Падение МГУ в рейтинге на 10 пунктов — достаточно чувствительно. То, что внутри рейтинга другие вузы ушли «вниз» — не столь критично, там учитываются менее значимые факторы, чем в первой сотне.
«СП»: Может, имеет смысл создать свой независимый рейтинг БРИКС, например? Почему бы и нет?
— Сейчас идет речь об этом. С представителями научного сообщества БРИКС мы обсуждаем совместную программу изучения астрономии. В общем, идет нормальная интеграция. Вообще, эти рейтинги важны для привлечения зарубежных студентов.
Хочу сказать, что у нас с этим все нормально. Западные студенты к нам не едут в последнее время по понятным причинам, но достаточно много студентов из Китая, Вьетнама, Лаоса. Разумеется, это я про физический факультет МГУ. Но знаю, что зарубежные студенты из дружественных стран учатся и на других факультетах университета, — резюмировал Андрей Ларичев.
Есть и другие рейтинги вузов, где наши учебные заведения, к сожалению, показывают не лучшие результаты. В июле агентство Quacquarelli Symonds опубликовало свой список лучших университетов мира, включающий более 1500 вузов из 105 стран.
В рейтинге представлены 47 российских вузов, однако ни один из них не вошел даже в топ-50. Наилучший результат показал МГУ, однако и он упал с 87-го на 94 место по сравнению с прошлым годом.
В этой связи возникает вопрос: что-то не то с рейтингами по отношению к российским учебным заведениям или с нашими вузами? С таким вопросом мы обратились к проректору по образовательной работе РХТУ им. Менделеева, ответственному секретарю Координационного совета Минобрнауки Александру Макуренкову.
— Рейтингов вузов существует великое множество, и в каждом — свои параметры. В России с 2014 года начали создавать свой национальный рейтинг вузов на наших национальных принципах. Инициатором этого выступил ректор МГУ Виктор Садовничий.
В одних вузах определяющими начали считать научные показатели, количество выпускников. В других учитывалась работа с иностранными студентами, насколько вуз открыт миру. Решая эту проблему, мы пошли нестандартным путем и открыли филиалы нескольких наших вузов в дружественных странах, в частности, в Африке.
В общем, началась переориентация на наши национальные интересы и внутренние потребности.
«СП»: Отсутствие научных публикаций наших ученых в ведущих международных журналах действительно так сказалась на рейтинге наших вузов?
— Те, для кого это важно, публикуются. Но акцент, который делали на это раньше, снят. Для нас важнее сейчас решать наши, внутрироссийские проблемы, а не ориентироваться на показатели, которые важны Западу.
«СП»: Вы не думали о том, чтобы ввести рейтинг вузов для стран БРИКС?
— Такие предложения поступают, но, на мой взгляд, он будет ограничен региональными рамками. Вообще, существует масса рейтингов, где идет градация по региональному принципу. Поэтому политика филиалов наших вузов продолжает развиваться. У МГУ, например, есть филиалы в Баку, в Китае. У нас есть вузы-партнеры. В общем, мы идем своим путем.
«СП»: А что сейчас с бюджетом на науку? Это правда, что в 2024 году расходы по федеральному проекту «Развитие инфраструктуры для научных исследований» были урезаны вдвое?
— Приведу такие цифры. В 2024 году по федеральному проекту «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» были модернизированы пять действующих научно-исследовательских судов и построено два новых научно-исследовательских судна неограниченного района плавания. Также в рамках проекта были созданы 19 инжиниринговых центров и 13 комплексов цифровых сервисов в сфере науки и высшего образования.
«СП»: Вы упомянули, что рейтингов вузов великое множество, фигурирует ли Россия сейчас в верхних строках каких-либо рейтингов?
— Да, наши ведущие университеты влились в другие не менее значимые рейтинги, например, в рейтинг университетов мира 2024 по версии QS.
QS World University Rankings считается одним из трёх самых влиятельных университетских рейтингов в мире. Рейтинги QS World University Rankings составляются в партнёрстве с тысячами высших учебных заведений, включают данные из миллионов научных работ, а также мнения сотен тысяч учёных и работодателей.
МГУ вошел в топ-25 престижного рейтинга вузов THE — это рейтинг университетов, который публикует журнал Times Higher Education. Он оценивает 2 тысячи вузов в 108 странах мира. Так вот, там наш физический факультет МГУ не так давно был в числе лидеров.