Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

СИМ в городе: Пешеходов калечить нехорошо. А там — как получится

Электросамокаты хотят приравнять к мотоциклам, однако проблему это никак не решит

2469
СИМ в городе: Пешеходов калечить нехорошо. А там - как получится
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Попытки госрегулирования в сфере средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, моноколёс, гироскутеров и прочих опасных игрушек — ознаменовалось новой «светлой» идеей. Все означенные механизмы нужно приравнять к мотоциклам, заставить управляющих ими граждан получать водительские удостоверения, то есть пользоваться ими будет разрешено лишь с 16 лет. Всё бы хорошо, но в ГАИ не справляются с потоком желающих сдать на обычные «права», да и ловить нарушителей на СИМ некому.

«Тащить и не пущать» — при помощи данной традиционной русской технологии чиновники собираются разом решить проблему СИМ. Дескать, всё просто, напишем закон, Госдума его быстренько подмахнёт, внесём изменения в ПДД и КоАП, счастье будет. Написать, конечно, можно, принять тоже, бумага всё стерпит.

В Правилах дорожного движения (ПДД) редакции 2024 года означено, что:

— «Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Читайте также
Секреты каршеринга: как не разориться с арендной машиной Секреты каршеринга: как не разориться с арендной машиной Несколько километров пробега могут обойтись в десятки и сотни тысяч рублей

Однако там же есть и иное определение:

— «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Велосипед с электромоторчиком — это СИМ или нет, он попадает в «аналогичные средства» или как? Ответа на данный вопрос, как несложно догадаться, нет. Изменения в ПДД внесли, но толку с этого ровно ноль, так как всё делалось и впопыхах, и совершенно бездумно.

Но почему именно с электромотором? У всех означенных выше транспортных средств есть аналоги с ДВС, они существуют уже как бы не сотню лет. С 50-х годов ХХ века точно, хотя на самом деле намного раньше, первые аналоги появились задолго до начала Второй Мировой войны. Есть скейтборды с ДВС (мотоборды), самокаты с миниатюрными бензиновыми моторчиками, и прочее, и прочее. Это всё СИМ или где?

Опять-таки велосипед с моторчиком, если объём ДВС менее 50 «кубиков», то это вообще что? Точно не скутер, но, по логике, и не просто «конь педальный».

Или вот так: в последнее время появилась мода устанавливать на электросамокаты сиденья велосипедного типа, крепящиеся к платформе. Это что тогда у нас — самокат с моторчиком (СИМ) или уже скутер? Опять читаем самую «свежую» редакцию ПДД:

— «Мопед» (скутер) — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Всего не предусмотреть, законы точно не получится оперативно подгонять ко всем техническим новинкам, нужно некое принципиальное решение. И понимание того, что мы ходим иметь на выходе.

Защитить пешеходов на тротуарах? Да, нужно, никто не спорит. Но ведь ПДД разрешает детям до 14 лет двигаться на велосипедах по тротуарам, да и после 14 лет тоже. Равно как и взрослым — при отсутствии велосипедных дорожек. А таковых в РФ пока мизер. Между тем «конь педальный» — даже подростковый или детский — штука тяжёлая и вполне способная серьёзно травмировать пешехода. Проблема…

Другая сторона медали. Положим, всех владельцев СИМ заставили получать водительские удостоверения, тут полная аналогия с категорией А1 (лёгкие мотоциклы) и М (скутеры). И что, эти электрические пепелацы станут полноценными участниками дорожного движения? Им разрешат шариться по всей проезжей части дорог общего пользования (ДОП)? Возникнет самый настоящий дорожный ад. Но как же иначе, мотоциклам-то можно, несправедливо!

Впрочем, «права» для всех владельцев СИМ — не более чем лютая маниловщина.

«Даже если предположить, что власти установят минимальный возраст для СИМ и введут обязанность получать права для них, то возникает много вопросов. Как можно контролировать исполнение этих норм, тем более с учётом того, в РФ много частных самокатов. Также неясно, кого будут наказывать при их нарушении — несовершеннолетних или их родителей. И, главное, кто будет инвестировать в организацию процесса обучения и получения прав на использование СИМ», — рассуждает член Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов.

Действительно, ловить водителей СИМ некому, и на ДОП, и на тротуарах. В МВД жуткий «кадровый голод», это касается и ГАИ, и всех остальных подразделений. Почему-то Минфин готов выделять деньги на что угодно, но не на полицию, и это очень напрягает.

Специальных дорожек для СИМ и велосипедов тоже не будет.

«Для того, чтобы построить здесь велосипедную трассу, нужно как минимум 70 см в одну сторону, 70 см в другую. То есть мы должны забрать половину дороги. Если ещё потом под самокат отобрать, то извините, нам ходить просто негде будет. Москва, особенно центр — это исторические улочки, исторические здания. „Перекраивать“ её под желания самокатчиков малореально», — говорит мэр столицы Сергей Собянин.

Читайте также
Импортные онко-препараты действуют лучше наших дженериков, но никому не выгодно это доказывать Импортные онко-препараты действуют лучше наших дженериков, но никому не выгодно это доказывать На лечение рака выделено 140 миллиардов, но никто не знает, этого достаточно или нет

И тут не поспоришь, в других российских городах та же беда. Более того, велодорожки в той же Москве начали нарезать полтора десятка лет назад под лозунгами здорового образа жизни. Тогда о моторизации «коней» речи не было — теперь же впору поднимать вопрос о безопасности не только пешеходов, но и классических велосипедистов — их «электрогонщики» тоже достали.

В Европе с местом всё ещё хуже, и там власти начали жёстко закручивать гайки. Правила везде разные, но чаще всего ездить на СИМ (с электромоторами, все транспортные средства с ДВС давно отрегулированы!) можно только по велодорожкам, и не быстрее 25 км/ч.

Впрочем, с этим согласны не все, велосипедисты точно против. Ведь даже в условиях ограничения скорости динамичные и очень юркие электрические аппараты мало совместимы с медлительными велосипедами. Скорее всего дело кончится тотальным запретом — СИМ оставят для специальных мест, где на них можно будет покататься. Для удовольствия. А уж полицейских в ЕС хватает, проконтролируют!

У нас, судя по всему, кончится иным — очередной говорильней и принятием какого-нибудь дурацкого неработоспособного закона. По большому счёту, чиновникам на пешеходов наплевать, сами они передвигаются только на машинах. Просто тема злободневная, можно поболтать, попиариться. Но не более того.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня