Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
13 февраля 2009 16:56

Российские и армянские ПВО сливаются в экстазе

Москва после Минска сумела уговорить на сотрудничество еще и Ереван

236

13 февраля генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа зявил журналистам, что Россия создаст с Арменией общую систему ПВО по аналогии с той, о которой недавно договорились Москва и Минск. По словам генсека ОДКБ Николая Бордюжи, сейчас также согласовываются нормативные документы о создании объединенной системы ПВО в Центрально-Азиатском регионе, а затем ОДКБ начнет координировать деятельность всех региональных систем и вырабатывать единые правила несения боевого дежурства.

Насколько важен для России такой шаг корреспонденту «СП» рассказывает эксперт фонда Стратегической культуры, профессор Военного университета полковник Юрий Рубцов.

«СП»: — Насколько этот шаг является новым словом в развитии нашей системы ПВО?

— Если говорить об объединенной системе ПВО ОДКБ, то она в принципе уже существует много лет. Но можно с удовлетворением сказать, что в данном случае получает дополнительное развитие, и это, конечно, большой плюс.

В объединенную систему с самого начала входит и Армения. Напомню, кроме России и Армении, ее создавали Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Что касается Армении, то это наш единственный союзник на Южном Кавказе. Развитие с этой страной отношений в области обороны вообще и в усилении системы ПВО, в частности, один из приоритетов российской политики в этом регионе. Ереван тоже крайне заинтересован в создании объединенной с Россией ПВО. Во-первых, это поможет Армении парировать угрозы с юга. Во-вторых, упрочит дружбу с северным соседом, что дает и многие экономические преференции.

«СП»: — В контексте сегодняшней новости есть смысл оценить сегодняшнее состояние ПВО России — насколько она эффективна?

— К сожалению, российские средства ПВО на данный момент не способны эффективно противостоять воздушному нападению. И это не просто моя оценка. Именно такая оценка дана с трибуны военно-научной конференции по проблемам строительства войск ПВО. Российские противовоздушные комплексы уступают средствам возможного противника не только в количественном, но и в качественном отношении.

Ситуация осложняется намерением некоторых государств СНГ выйти из созданной в 1995 году Объединенной системы ПВО. А это еще более ослабляет степень защищенности российской территории от ударов с воздуха.

«СП»: — Насколько адекватно оценивает ситуацию минобороны?

— Схожие оценки неоднократно высказывал главнокомандующий ВВС страны генерал-полковник Александр Зелин. На общем собрании Академии военных наук он назвал нынешнее состояние воздушно-космической обороны (ВКО) России — ни больше, ни меньше — критическим.

Между тем, по мнению генерала А. Зелина, именно угрозы из воздушно-космического пространства являются наиболее значимыми в общей системе военной безопасности Российской Федерации. Анализ развития средств воздушно-космического нападения за рубежом показывает, что уже в период до 2020 года на вооружение крупнейших иностранных государств поступят принципиально новые средства и системы: гиперзвуковые и воздушно-космические летательные аппараты, разведывательно-ударные беспилотные аппараты, оружие на новых физических принципах. Произойдет интеграция средств разведки, связи, навигации и управления в единую информационно-разведывательную управляющую систему. В этих условиях потенциальный противник получит возможность наносить скоординированные во времени и пространстве высокоточные удары практически по всем целям на территории России.

«СП»: — Почему же наше ПВО находится в таком состоянии?

— Из-за вечного недофинансирования у нас низкие темпы перевооружения войск на перспективные авиационные комплексы и системы ПВО и обусловленные этим недостаточные возможности по защите воздушного пространства страны. Об этом, к слову, неоднократно предупреждали и специалисты из войск, и независимые эксперты.

Взять ту же проблему модернизации ПВО. При наличии хороших программ перевооружения они с пугающей систематичностью не выполняются. Достаточно сказать, что за последние годы в войска поступил всего один дивизион С-400. Зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф» — отличное, перспективное оружие, но какую боевую задачу можно решить единичными экземплярами? По самым оптимистичным прогнозам, силы ПВО будут ежегодно оснащать комплексами этого типа один — два полка. Этого явно недостаточно. Нынешние темпы перевооружения российских войск ПВО откровенно не соответствуют скорости совершенствования средств воздушного нападения потенциального противника.

«СП»: — Но у нас же есть разрекламированный комплекс С-300?

— Даже этих комплексов не хватает. Вот оценка нашего вероятного противника. В прошлом году пятеро высокопоставленных военных — К. Науманн, бывший начальник главного штаба бундесвера ФРГ и начальник военного комитета НАТО, Дж. Шаликашвили, бывший председатель Объединенного комитета начальников штабов США, и их коллеги из Великобритании, Франции и Нидерландов по заказу Совета НАТО подготовили доклад, в котором, в частности, были зафиксированы основные параметры нынешнего состояния российских ВС. «Весь арсенал межконтинентальных баллистических ракет, — говорится в докладе, — должен быть к 2015 г. составлен из ракет „Тополь-М“, но ежегодно выпускается семь таких ракет. В ВВС только половина состоящих на вооружении самолетов находится в боевой готовности. Для ПВО России потребуется 650 комплектов С-300. Не более 20 процентов находящейся на вооружении техники можно отнести к современной».

«СП»: — А что делается для выхода из критической ситуации?

— В ближайшей перспективе в Российской Федерации предусмотрено объединение под единым управлением всех сил и средств, предназначенных для защиты от воздушно-космического нападения противника. Взят правильный курс на трансформацию систем ПВО, РКО и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в единую систему воздушно-космической обороны. Их скорейшая интеграция под единым руководством и управлением — веление времени. Есть надежда, что в ближайшем будущем перспективные зенитно-ракетные комплексы дальнего действия и средней дальности дополнительно получат возможность борьбы со стратегическими воздушно-космическими ударными самолетами, гиперзвуковыми планирующими боеголовками, гиперзвуковыми крылатыми ракетами. Они смогут обеспечивать обнаружение и сопровождение аэродинамических и баллистических целей, в том числе выполненных с использованием технологии «Стелс», летящих со скоростью до 2100 м/с, а также возможность поражения боевых самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов (в том числе и мини-БЛА), поражающих элементов высокоточного оружия. Можно говорить также о создании единой информационной системы войск ПВО, которая позволит объединить потенциалы средств радиолокационной и радиотехнической разведки всех родов войск российской армии.

К очень хорошим новостям, несомненно, относится и решение о создании единой системы ПВО с Арменией. Главное, чтобы такие решения получали достаточную организационную и финансовую подпитку.


Вооруженные силы Армении

Общая численность вооруженных сил Армении — около 56 000 человек. Сухопутные войска насчитывают около 45000 человек. Войска ПВО — примерно 3900 человек, ВВС — до 700 человек.

Армянская армия имеет восемь ПУ оперативно-тактических ракет; 198 танков Т-72, 320 бронетранспортеров- 60/- 70/ -80/-152 и МТ-ЛБ и боевых машин пехоты и боевых машин пехоты БМП -1/ -2., 200 орудий полевой артиллерии, минометов и 50 РСЗО, около 160 100-мм зенитных орудий, предназначенных для ведения огня по наземным целям (ранее использовались для вызова схода снежных лавин и противоградовых стрельб).

Армения вынужденно, из-за незначительности собственных ВВС, пошла по пути создания, насколько это возможно, высокоэффективных частей ПВО, ориентированных на нейтрализацию истребительной и штурмовой авиации противника. Удалось практически полностью восстановить систему ПВО (зенитные ракетные установки и РЛС) страны, существовавшую до распада СССР. В апреле 1994 года впервые было официально заявлено о том, что «небо над Ереваном, как и все воздушное пространство Армении, надежно защищено установками ПВО». Большую роль в восстановлении системы ПВО и повышении ее боевой готовности сыграла помощь российских военных специалистов.

Сегодня управление войск ПВО включает зенитно-ракетные и радиотехнические части (зенитно-ракетная бригада, два зенитно-ракетных полка, отдельная радиотехническая бригада), на вооружении которых находятся 55 пусковых установок ЗРС С-300, ЗРК «Круг», «Оса», С-125, С-75, и С-60.

На первом этапе военного строительства Армения сознательно отказалась от создания авиации. Во многом это было связано с тем, что на территории страны отсутствовали подготовленные военные аэродромы, ремонтно-профилактические службы, хорошо обученный летно-технический персонал. Кроме того, было немало проблем, связанных со стабильным поступлением горюче-смазочных материалов. В настоящее время в боевом составе ВВС — две авиационные базы (15-я и 121-я), учебная авиаэскадрилья, два отдельных батальона аэродромно-технического обслуживани. На вооружении состоит 5 штурмовиков Су-25, один МиГ-25, 2 учебно-тренировочных L-39, 12 вертолетов огневой поддержки Ми-24 и 8 Ми-8 МТ и 16 Ми-2.

Основные силы и средства армянской армии сосредоточены на границе с Азербайджаном. Несколько батальонов находятся непосредственно в зоне карабахского конфликта, на оккупированной азербайджанской территории. Близ армяно-турецкой границы размещены части 5-го армейского корпуса. Главная группировка ПВО развернута вдоль линии соприкосновения с азербайджанской армией. Граница с Грузией, Ираном средствами поражения не прикрывается. С момента установления дипломатических отношений в 1992 году между Россией и Арменией заключено более 160 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений. Среди них «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» от 29 августа 1997 года, а также ряд документов, закрепляющих российское военное присутствие в Армении («Договор о правовом статусе Вооруженных сил России, находящихся на территории Армении» от 21 августа 1992 года, «Договор о российской военной базе на территории Армении» от 16 марта 1995 года). В этих документах зафиксировано, что главной целью военного сотрудничества России и Армении являются обеспечение безопасности обоих государств, коллективной безопасности на пространстве СНГ и поддержание стабильности в регионе.

27 августа 2000 года в Сочи было подписано «Соглашение между РА и РФ по вопросам совместного планирования, применения войск (сил) в интересах обеспечения взаимной безопасности». В феврале 2001 года оно было ратифицировано национальным собранием РА. Это соглашение является правовой основой для создания на территории Армении объединенной группировки (ОГ) войск (сил) из состава вооруженных сил Республики Армения и Вооруженных Сил Российской Федерации под объединенным командованием. В ОГВ © входят объединения, соединения и воинские части, выделяемые от вооруженных сил РА и РФ для решения задач совместной обороны под единым командованием в период обострения военно-политической обстановки в регионе и угрозы агрессии против одной из стран со стороны какого-либо государства или группы государств.

Совместная армяно-российская группировка войск, объединенная система ПВО и совместное боевое дежурство (в соответствии с соглашением, подписанным 16 марта 2000 года, в совместном боевом дежурстве участвуют силы и средства ПВО армянской национальной армии и дислоцированные на территории республики 988-й зенитный ракетный полк и 426-я авиагруппа 102-й военной базы Группы российских войск в Закавказье).

Войска совместной ПВО России и Армении работают по схеме, разработанной в период существования СССР, что означает совместный контроль воздушного пространства на южном направлении, с использованием боевой авиации и зенитных частей. В сущности — это антинатовский, а фактически — антитурецкий вариант противовоздушной обороны, хотя в последнее время отмечается значительное потепление отношений между Москвой и Анкарой

С 2001 года началось формирование совместных армяно-российских вооруженных подразделений, а Армения передала безвозмездно дислоцированной нам ее территории 102 российской базе занимаемые земельные участки.


Состав российской группировки войск на территории Армении:

Эрибуни (Ереван) — СКВО, 3624-я авиабаза, 426-я авиагруппа, 520-я авиа комендатура.

Гюмри (Ленинакан) — СКВО, 102-я военная база (127-я мотострелковая дивизия), 124-й, 128-й мотострелковые полки, 992-й артиллерийский полк, 988-й зенитно-ракетный полк, 116-й отдельный танковый батальон, 1552-й отдельный батальон материального обеспечения, 628-й отдельный батальон связи, 772-й отдельный разведывательный батальон.


Армения и конфликт в Южной Осетии

Напомним, что операция по принуждению Грузии к миру, начавшаяся 8 августа 2008 г, в день открытия летней Олимпиады, после агрессии Грузии против Южной Осетии. После этих событий ситуация в регионе Южного Кавказа, да и во всем мире резко изменилась. Так как по итогам «Пятидневной войны», как ее называют обозреватели и аналитики, на карте мира прибавилось еще два государства Республика Южная Осетия и Республика Абхазия.

Как отразилось это на армяно-российских отношениях: до и после событий президент Армении несколько раз посещал Москву, так же президент России посетил Армению ответным визитом 20−21 октября 2008 г. в ходе которого не раз повторялись слова по продолжении и наращивании курса стратегического партнерства.

Во время операции экономика Армении потерпела огромные убытки, так как порты Грузии являются единственными реально действующими транспортными артериями связывающими Армению с внешним миром.

По официальной информации военнослужащие, проходящие службу в российских военных базах на территории Армении участия в операции не принимали. В этой ситуации Армения оказалась в очень тяжелой ситуации, ей нельзя не в коем случае портить отношения с Грузией, а то она окажется в полной блокаде и так же ей не нужно охлаждения в отношении с Россией, мне кажется задачу минимум армянские политики и дипломаты выполнили, варьируя между разными ситуациями.

Наверное самым неприятным эпизодом для российской стороны, на мой взгляд оказался тот факт, что ни один из членов ОДКБ, не поддержал инициативу РФ и не признал независимость Абхазии и Южной Осетии. Но в данной ситуации позиция Армении предельно ясна, у нее у самой есть непризнанная республика, которую она не признает с 1991 года, и признание Абхазии и Южной Осетии, Арменией выглядело бы очень нелепо.

Так же можно отметить и активизацию России в решении Нагорно-карабахского конфликта, здесь речь идет о подписании Московской декларации 3 ноября 2008 г. По сути декларация представляет из себя очередной план о намерениях, посмотрим к чему он приведет, так как после подписания резко обострились переговоры на разных уровнях, но главное в том что этими шагами Россия показывает усиление своего влияния в регионе и показывает себя как доминирующую силу.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня