Намедни «российские общественники» обратились в Министерство культуры РФ с требованием запретить сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» за пропаганду ЛГБТ*. Товарищей сильно озаботила фраза «по усам текло, а в рот не попало». По их мнению, она прямо намекает на гомосексуальные связи.
Минкульт факт поступления в свой адрес подобного обращения оставил безо всяких комментариев. В Госдуме такой «порыв» ретивых блюстителей нравственности уже назвали «осенним обострением» и «кретинизмом».
Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, в свою очередь, обратила внимание на то, что первоисточник, сообщивший об этом (tg-канал SHOT), не взял на себя труд указать конкретное название организации, к которой принадлежат эти самые «общественники», а раз так, то информацию следует воспринимать исключительно как обычную провокацию и не придавать ей никакого значения.
Однако «провокация» оказалась довольно горячей — уже несколько дней подряд новостные ленты СМИ различных уровней подхватывают эту «новость» друг у друга, а в социальных сетях среди пользователей разворачиваются жаркие словесные баталии по этому поводу.
— В данном конкретном случае совершенно нечего обсуждать, потому что это полнейший бред, — констатировал в беседе с «СП» доктор исторических наук, профессор, секретарь правления Союза писателей России Сергей Перевезенцев.
— В целом общество имеет право себя защищать, если оно считает что-то вредным для своего развития. Так происходит абсолютно везде, и даже Запад здесь не исключение.
Если нечто вызывает большие сомнения, это достойно как минимум общественного обсуждения. Если же общественное мнение проходит к некоему однозначному согласию по тому или ином поводу, то, конечно, это может служить основанием и для введения каких-то даже карательных мер — что же поделать, общество должно защищать себя от всяких глупостей.
Другое дело, что некоторые товарищи начинают при этом как-то спекулировать на теме защиты общества. Впрочем, так бывало во все времена, и никаких других способов противостоять таким проявлениям, кроме непосредственного лечения этих самых товарищей, пожалуй, и нет.
«СП»: Да, многие граждане разделяют эту точку зрения относительно «общественников», углядевших ЛГБТ-пропаганду в сказках Пушкина. Однако вот что интересно — невинное присловье «по усам текло, а в рот не попало» у нас, значит, намекает на нетрадиционные связи. А между тем на наших маркетплейсах в свободном доступе, безо всяких ограничений и сносок, продаются за символическую сумму в пару-тройку сотен рублей произведения маркиза де Сада, в которых открытым текстом прописываются прелести всех мыслимых и немыслимых извращений. Каждый может в этом убедиться, вбив соответствующий запрос в поисковую строку.
И аннотации к ним говорится — закачаешься. «В книге есть все, что „добрая мать“ посоветовала бы своей юной дочери, чтобы воспитать из нее настоящую женщину всех веков». Так описывает, в частности, «Философию в будуаре» де Сада один из трех популярнейших наших интернет-магазинов, а другой подает ее просто как «образец классической французской литературы XVIII века».
Вот об этом почему-то пресловутые «общественники» — ни гу-гу, как воды в рот набрали, хотя надо звонить во все колокола. Почему так?
— С одной стороны, я лично не берусь даже предполагать, что там творится в больных головах тех или иных особо ретивых «общественников».
А с другой стороны — к работе наших маркетплейсов всегда возникало очень много вопросов. Потому что в конечном итоге деньги очень часто оказываются куда важнее любых нравственных и моральных норм. К сожалению, это аксиома.
Вот поэтому до сих пор не только на наших маркетплейсах, но и в российских книжных магазинах продается куча различной литературы за авторством иноагентов или просто ненавистников и предателей нашей Родины. Но это уже вопрос, я считаю, не к нашим общественным организациям, а к государственным органам, которые должны отслеживать все эти моменты.
«СП»: А можно ли сейчас говорить о том, что наше российское общество обладает достаточным потенциалом, чтобы без всяких указаний или запретов самостоятельно избавиться от нездоровой литературы, кинофильмов, песен, пропагандирующих что-либо из нетрадиционных ценностей? Способно ли оно душевно самоизлечиться?
— Собственно, сейчас происходит, как это ни пафосно прозвучит, битва Добра со Злом. А что на Востоке, что на Западе, что у нас в России представителей сил Зла, которые делают все, чтобы Добро в конечном итоге не победило, хватает.
И за последние 30 лет, как это не прискорбно, в нашей стране произошла самая настоящая революция «низких смыслов». Именно эти «низкие смыслы» объявлялись главенствующими, направляющими идеалами, к которым следует стремиться и которыми нужно руководствоваться. Отсюда и вся нынешняя ситуация в культурной сфере России в целом.
А что касается всяческих запретов, тот или иной элемент контроля за различными явлениями культуры существовал и будет существовать всегда. По-другому просто не может быть, потому что человек, конечно, свободен в своем волеизъявлении и самопроявлении, но иногда такая свобода воли переходит все возможные границы и начинает угрожать всему обществу. Тогда, повторюсь, общество не только имеет право, но и должно себя защитить от такого разлагающего воздействия.
Вот в этом и заключается процесс выздоровления любого гражданского общества, в том числе и российского. Нам надо избавляться ото всех «низких смыслов», которые насаждались последние 30 лет и возвращаться к традиционным смыслам нашего бытия.
* Решением Верховного суда