Таксисты начали массово уходить в серую зону. Причина проста и предсказуема: большинство, до 70%, попросту не могут выполнить новые требования закона о такси, который начал действовать с 1 сентября этого года.
Если вкратце, то речь идет об обязательном внесении автомобиля в реестр, который объединяет данные о машинах и владельцах. Также есть проблемы с готовностью оформить транспортное средство в соответствии с требованием закона — в цветах, которые устанавливают власти регионов.
Плюс к этому — ежедневный медосмотр и выплата страховки по закону об ОСГОП (полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков), которая может составить до 2.025.000 руб. за одного пострадавшего пассажира.
Все эти меры требуют существенных затрат и делают нерентабельной работу в такси, считает председатель АНО «Цифровой мир» Валерий Корнеев. Для проведения медицинского и техосмотра нужна инфраструктура, которой, по его словам, всё еще нет в большинстве регионов.
Все это привело к тому, что из агрегаторов такси ушло около миллиона самозанятых водителей, работающих на собственных автомобилях. Разумеется, без работы никто не остался, просто образовался теневой рынок перевозок. Ушедшие «в тень» водители берут заказы через чаты в соцсетях и мессенджерах. Сейчас можно найти около 4 тыс. таких площадок, на которые подписано около 10 млн человек, подсчитали в АНО «Цифровые платформы».
Действительно, цены в такси взлетели до небес, одна поездка обходится пассажиру не меньше, чем в тысячу рублей, при этом доход таксистов снизился.
По сути, сегодня в России два вида такси. Одно — очень дорогое, но официальное, а второе — более дешевое, без гарантий и неофициальное. Его можно заказать не через специальное приложение, а через мессенджер. В чем их различия и почему такси поделились у нас на две части? С таким вопросом мы обратились к автоэксперту, координатору движения «Синие ведерки» Петру Шкуматову.
— Основная причина ухода таксистов в серую зону в том, что они практически перестали зарабатывать из-за требований нового закона о такси. Эти требования в конечном итоге привели к тому, что доход таксиста от стоимости поездки начал составлять 25−27%. То есть для пассажира поездка стоит тысячу рублей, а таксист с этого имеет 250 рублей. Недовольны все.
«СП»: Простите, а кому в карман идет основной доход?
— Все деньги уходят на оказание услуг посредникам, которых становилось все больше. И они соответственно хотели денег.
В результате в небольших городах водители начали собираться в чаты и возить пассажиров без комиссии. И у них сразу возрос доход, и пассажирам стало не так накладно. А все эти агрегаторы — мимо.
Все это на самом деле не очень опасно. Опасно только для государства, которое не получает налоги.
Опасно для агрегаторов, которые не получают жирную комиссию с заказов. Пассажиры довольны. И этот тренд начал набирать обороты и охватывать все больше городов.
«СП»: Неужели все эти риски не были предусмотрены, когда создавался закон о такси?
— Все всё понимали. Дело в том, что этот закон писался под владельцев арендных парков, а также под владельцев машин, которые они планировали сдавать в аренду. Но что-то пошло не так в этой истории, цена поездки достигла психологического предела для водителей. Да и для пассажиров тоже. В какой-то момент для водителей смысл работать в такси пропал. Те, кто захотел остаться в профессии, пошли регистрироваться в эти чаты.
«СП»: А не случится так, что все таксисты разбегутся по этим нелегальным чатам, а легальное такси утратит свой смысл?
— Да, все к этому и идет. Вероятно, именно в этот момент депутаты проснутся и задумаются о корректировке закона, — считает Петр Шкуматов.
До Госдумы вся безысходность ситуации наконец-таки дошла. И там заговорили о том, что в закон надо вносить изменения. А как тут не задуматься? Всё больше водителей работают в серой зоне — берут заказы через мессенджеры и социальные сети. Хорошо это или плохо? С таким вопросом мы обратились к первому заместителю фракции «Справедливая Россия — За правду», первому зам. председателя Комитета Госдумы по контролю Дмитрию Гусеву.
— Подобные серые схемы очень опасны тем, что за нелегальными перевозками нет никакого контроля. У нас в стране около миллиона водителей не могут работать в такси из-за излишних требований закона № 580 «О такси». Они работают «по серому» и абсолютно никому не подконтрольны. Увезут в лес, вы даже пожаловаться никому не успеете. И не найдет вас никто. Надо легализовать всю сферу.
Это напрямую связано с безопасностью. Когда пассажир садится в легальное такси, у него возникает ощущение контроля ситуации. Агрегаторы знают кто, кого, куда, в какое время и на какой машине подвозил. Потенциальные преступники в таком случае побоятся пойти на злодеяние.
«СП»: Вот вы соглашаетесь с тем, что из-за неприемлемых условий закона о такси водители вынуждены уходить в серые схемы. Неужели при подготовке этого закона не были просчитаны все риски? И почему? Может быть, это кому-то было выгодно?
— Закон ставил цель упорядочить рынок перевозок. Легализовать. Он важный и нужный, но по итогам года его действия мы понимаем, что нужны корректировки.
Вместе с депутатами всех фракций, представителями отрасли и органов исполнительной власти, общественниками мы подготовили рекомендации, как нужно корректировать закон в интересах пассажиров и самих перевозчиков. Резолюция по итогам расширенного заседания в Госдуме с рекомендациями уже подготовлена, с ней можно ознакомиться.
«СП»: Какие барьеры надо снять или снизить планку?
— Нужно снизить барьеры для водителей и вернуть их в легальное поле. Три шага, которые нужно сделать в первую очередь. Первый — упростить процедуры техосмотра машин и медосмотра водителей. Второй — не вводить обязательную покраску машин такси в единый цвет в регионах.
Третий — собрать в Госдуме все заинтересованные стороны: МВД, Минтранс, депутатов всех фракций, общественников и представителей агрегаторов. Решать, как вернуть таксистов в легальное поле. Разработать план, — резюмировал депутат.
Надеемся, в Госдуме соберутся все фракции и пригласят представителей Минтранса и МВД. Но это необходимо делать срочно. Решение надо искать не в длинных и непонятных резолюциях, а в сокращении цепочки «нахлебников», которые наживаются и на таксистах, и на пассажирах.