Самая бурно обсуждаемая тема последних двух дней — предложение ограничить продажу спиртного двумя часами в день. Инициатива пришла с Северо-Запада России. Минздрав РФ концептуально поддержал инициативу, пришедшую снизу.
В Вологодской области с 1 марта 2025 года спиртными напитками будут торговать всего два часа в день — с 12:00 до 14:00, такой закон готов подписать местный губернатор Георгий Филимонов.
Почему именно в это, самое «горячее» с точки зрения работы, время? Ведь если региональный закон утвердят, а «теневой» рынок спиртного куда-то чудом испарится, два часа в день люди станут проводить в очередях за алкогольными напитками. Очереди точно будут, так как торговля просто не выдержит такого единовременного наплыва покупателей. Ущерб для экономики области получится колоссальный, собственно, всё это мы уже проходили при Михаиле Горбачёве.
Просто местный губернатор этого не помнит, он в те годы ещё ходил пешком под стол, в прямом смысле этого слова — Георгий Филимонов родился в 1980 году, и «перестройку» знает лишь понаслышке. Хотя про адские очереди, по идее, должен знать, равно как и про тот урон, который они нанесли советской экономике.
Что еще предлагает Вологда, город, где «резной палисад»? В выходные ограничений на торговлю не будет, если на субботу и воскресенье не приходится один из праздников:
— День российского студенчества — 25 января;
— Всемирный день здоровья — 7 апреля;
— Праздник Весны и Труда — 1 мая;
— Международный день защиты детей — 1 июня;
— День России — 12 июня;
— День молодежи — последняя суббота июня;
— День семьи, любви и верности — 8 июля;
— День знаний — 1 сентября, а в случае, если 1 сентября приходится на субботу или воскресенье, — и в следующий за 1 сентября рабочий день;
— Всероссийский день трезвости — 11 сентября;
— День народного единства — 4 ноября;
— День Конституции Российской Федерации — 12 декабря.
При этом на 8 марта и 23 февраля ограничения вводиться не будут, на новогодние праздники — ещё бы понять, как их станут идентифицировать… — тоже. А вообще логика своеобразная. В женский день бухать, значит, можно, а отмечать праздник Весны и Труда — нет. Это почему, кто так решил?
«Вологодчина и Русский Север вымирают. Только за год население области сократилось на 7,5 тыс. жителей. Страшные цифры. По масштабам — это целый муниципалитет. За год рост заболеваемости алкоголизмом вырос на 30%. Люди гибнут и становятся инвалидами в условиях мирной жизни, а не на фронте. Мы не можем равнодушно смотреть, как погибают наши земляки. Как наносится непоправимый урон здоровью, будущим поколениям, экономике.
Вы часто пишете мне по поводу миграционной политики и выражаете озабоченность о том, как меняются русские города. Но решение проблемы нужно начинать с себя. Если население вымирает, как на войне, то кто придёт на место ушедших и будет жить на нашей родной земле?" — вещает Георгий Филимонов.
Вроде как всё верно, хотя ситуация именно в Вологодской области ничем особым не отличается от соседних регионов, да и в целом по России творится всё то же самое.
«Конечно, потребление алкоголя растёт, как и по всей стране, я не думаю, что в этом плане Вологодская область выделяется как-то сильно. Мне кажется, это всё-таки попытка введения сухого закона, который вводил в свое время Горбачёв, несколько наивная и глуповатая инициатива», — считает житель Вологды Евгений.
Стоит отметить, что различные ограничения подобного типа уже неоднократно вводились, но они давали строго обратный эффект. Если говорить о легальной торговли, то люди начинали покупать спиртное «впрок», но оно как-то очень быстро кончалось… Но, главное, спрос тут же перекочёвывал в серую зону и бутлегеры вовсю славили местные власти.
«Побороть теневой рынок нелегального алкоголя нельзя. Легальный алкоголь в России — самый дорогой в мире относительно уровня доходов населения, поэтому многие люди с низким достатком предпочитают более дешевый суррогат», — уверен руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
Всевозможные запреты автоматически увеличивают долю «нелегалов» на рынке спиртного, которая уже давно превышает 50% и стремительно растёт. После каждого повышения минимальных розничных цен (МРЦ) на алкоголь прибыли подпольных «алкогольных баронов» увеличиваются, все в курсе. Власти в первую очередь.
Тотальный запрет вообще ликвидирует рынок легального спиртного, между тем, народ пугают именно этим.
«Выступаю за ограничение продажи алкоголя в будни и в выходные дни. Поддерживаю инициативу сократить потребление алкоголя в Вологодской области. Надо сокращать потребление алкоголя, для этого нужно уменьшать время продажи алкоголя. Сначала до пяти часов в день, потом до двух», — заявил депутат Госдумы Султан Хамзаев (1982 года рождения).
Но вот парадокс — в США при средней зарплате «на руки» в $4600 в месяц пинту местного кукурузного виски можно купить за $2−3, бутылку престижного Jack Daniel’s — за $10−12. Пересчитать зарплату в поллитры читателям предлагается самостоятельно, а также сравнить с ситуацией в РФ. 30 тысяч рублей для той же Вологодской области — неплохая зарплата, а МРЦ бутылки водки — 300 рублей. С Нового года будет уже 350 рублей.
При таком дешёвом алкоголе Америка почему-то не спивается, Европа, где уровень цен на спиртное аналогичный, тоже. Причём торгуют круглосуточно, никаких запретов нет. А вот Россия вымирает, факт. И, действительно, в том числе от алкоголя. Но пьют-то отчего?
Давайте честно: десяткам миллионов людей сегодня приходится сводить концы с концами. На селе работы вовсе нет, поля зарастают, деревни стоят пустыми. Достаточно отъехать от Москвы на 100−150 километров и вы попадёте в самую настоящую пустыню — в Тверской, Ярославской или Ивановской области. И чем дальше от столицы, тем оно хуже. И одними разговорами про здоровый образ жизни тут не поможешь.
Вся собственность — некогда народная — в руках олигархов разного пошиба, у простого народа не осталось ничего. Нищенские зарплаты, бесправие «маленького человека», зависящего от начальника-самодура дибо просто вора, с которым никто сделать ничего не может и не хочет, полное отсутствие каких-либо перспектив в жизни.
Горе заливают водкой, не без того. Запретят покупать легальный алкоголь — будут покупать нелегальный. Ничего не изменится, станет ещё хуже. Тут стоит вспомнить страшную статистику отравлений всевозможными суррогатами при Горбачёве.
Стране нужен экономический рост, нужно будущее. Чтобы люди воспряли, чтобы у них появилась цель, тогда и пить не захочется. Но становится всё хуже.
«Заёмными средствами предприятиям пользоваться просто невыгодно. Если мы будем продолжать так дальше работать, то у нас практически большинство предприятий станут банкротами. С такой рентабельностью — на уровне более 20% — я, к сожалению, не знаю ни одного бизнеса. Даже торговля оружием не дает такой прибыли», — возмущался на днях глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Если уж руководитель крупнейшего оборонного концерна говорит о том, что работать невозможно, то ситуацию в остальной промышленности и в сельском хозяйстве представить несложно. Собственно, все это видят, и на уровень алкоголизации страны сие влияет самым непосредственным образом.
Напротив, если создать условия для развития, чтобы люди могли заняться производством, пить будет некогда. И незачем. Сделать это несложно, рецепты известны, а денег для обеспечения экономического роста в стране предостаточно.
При этом заявления о новом «сухом законе» очень злят людей. Запрет торговли водкой, как мы все помним, является очень сильным раздражающим фактором. Помнят люди, как при Горбачеве в длиннющих очередях за водкой до драк дело постоянно доходило. А уж как власть народ клял… Зачем же лодку раскачивать? Или надо перед Москвой отчитаться? Вот, мол, мы какие. И с демографией вопрос решаем, и с вредными привычками бьемся.