К 2030 году обеспеченность жильем в России составит 33 кв. метра на человека, об этом вице-премьер Марат Хуснуллин доложил президенту России Владимиру Путину. По словам заместителя премьер-министра, ипотека по итогам прошедших лет сработала очень хорошо, а в 2024 году число новых проектов больше на 15%, чем в прошлом году.
По данным Росстата, к концу 2023 года обеспеченность жильем в России составила 28,8 кв. метра на человека. По этому показателю страна пока отстает от ряда развитых стран — в Канаде этот показатель составляет 75 кв. метра на человека, в США — 71, а во Франции — 39.
О том, насколько потенциальный показатель обеспеченности жильем соответствуют справедливому распределению жилплощади среди россиян, «СП» рассказала председатель Комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская.
— Я никогда этим цифрам не верила с точки зрения обеспечения жильем тех, кто нуждается в нем. Значение получили следующим образом — общий объем жилищного фонда поделили на число граждан и получили очень хорошую красивую цифру.
Это совершенно не соответствует ситуации в части нуждаемости жилыми помещениями и в части очередников, которые по 20 лет в учете стоят и рассчитывают на получение жилья.
Сейчас мы с умеренным оптимизмом надеемся, что получится восстановить институт найма жилья, который в России вообще практически был ликвидирован в связи с приватизацией.
Такой высокой доли жилья (96%), которая перешла в собственность граждан, нет ни в одной стране. В скандинавских государствах, Германии, Австрии, Франции, напротив, доля жилья, предоставленного по договору социального найма, составляет от 20% до 40%.
В европейских странах присутствуют разные формы такого социального найма, но тем не менее государство или муниципалитет держат определенный процент жилищного фонда для решения проблем граждан с очень низким уровнем дохода, которые не могут снимать жилье в частном фонде и платить по рыночной стоимости за наем.
В рамках французского законодательства муниципалитеты могут оштрафовать, если в них доля жилья в рамках социального найма ниже, чем это требуется. Если у местных властей не хватает средств, то правительство страны должно вмешаться и помочь, чтобы сохранить долю социального жилья.
«СП»: Какие перспективы есть у жилья в рамках социального найма в России?
— Сейчас мы пытаемся обеспечить жильем по договору найма хотя бы тех людей, у которых невысокий уровень дохода, и которые тем не менее не являются малоимущими. Соответственно они не могут встать на учет для социального жилья в соответствии с жилищным законодательством. Процесс пошел, в отдельных регионах, в том числе и в Санкт-Петербурге.
Сейчас мы хотим провести пилотный проект в 3 дотационных регионах, где нужно будет софинансирование из федерального бюджета. Есть умеренный оптимизм, что выделят деньги. Многие предприятия также заинтересованы в софинансировании.
Что же касается возможности решения жилищного вопроса с помощью ипотеки, то она эффективно работает в стабильных экономических условиях и при низком проценте. Говорить сейчас про ипотеку, даже про льготную, мне представляется неразумным. Из бюджета банкам из-за ипотеки приходится выплачивать 1,4 трлн руб., банки же не могут в себе убыток работать.
На эти деньги можно было бы построить дома социального применения, которые бы действовали в рамках договора о найме. Туда можно было бы переселить людей, которые долго ждут жилье. Они будут согласны не снимать частную квартиру, а жить в таком фонде, где завтра на дверь не покажут, где есть стабильный уровень оплаты, который окупает содержание и эксплуатацию этого дома.
Жители в таких домах могут в свою очередь накопить и на ипотеку. В жилье по найму также нет никаких проблем с общими собраниями, поддельными протоколами, там один собственник — публичная власть.
«СП»: Сколько у нас сейчас аварийного и ветхого жилья, как нужно решать эту проблему?
— У ряда муниципалитетов отсутствуют средства на переселение из аварийного жилья, они не могут даже разгрузить текущие очереди. Раньше процент аварийного жилья скрывался. По жилищному кодексу, когда жилье признавали аварийным, а жилые помещения непригодными для постоянного проживания, граждане должны были получать жилье вне очереди, которого у проблемных муниципалитетов просто не было.
В связи с тем, что государство стало серьезно заниматься этой проблемой, аварийного и ветхого жилья стало резко меньше.
Проблема в том, что такое жилье постоянно образуется вновь. Жилищный фонд находился в запущенном состоянии, десятилетиями не проводился капитальный ремонт.
Отдельные дома и не стали бы аварийными, если бы вовремя проводились работы капитального характера. Переселение из аварийного и ветхого жилья идет, но с разной скоростью в разных регионах.
«СП»: Как обстоят дела с обновлением и расширением коммунальной инфраструктуры?
— Проблема с инфраструктурой одинаково запущена на одном уровне с состоянием жилищного фонда, потому что это дорогостоящее мероприятие. Сейчас из бюджета выделяют на инфраструктуру сотни миллиардов рублей, но не все регионы пока могут справиться с этой проблемой.
Однако, несмотря на то, что аварийность сохраняется, ее масштабы сократились за последние 5−7 лет. Полностью вопрос не решен, конечно, например, прошлой зимой в некоторых городах Подмосковья жители остались без теплоснабжения. Но в целом и раньше далеко не все субъекты выходили из зимнего периода без аварий и обращений граждан.
Процесс этот идет, он очень тяжелый. Стоит отметить, что инфраструктура, проложенная до дома, не входит в зону ответственности граждан, которые отвечают за общее имущество внутри дома.
«СП»: Актуальна ли сейчас проблема пустующих квадратных метров в новостройках?
— Такая трудность есть. Это инвестиционные квартиры, купленные за счет льготного процента по ипотеке. Бывают ситуации, когда люди вложили деньги в квартиры, и при этом они не платят за жилье. А платить надо — независимо от того, живешь ты или нет, за тепло, электричество, уборку в доме, текущий ремонт. В итоге за них должны платить те, кто реально в этом доме живет. Это несправедливо.
Часть таких людей находится за границей, их не достанешь. Иногда инвестквартиры сдаются, и тогда еще можно что-то получить с человека, который проживает там.
Если такие инвесторы в России находятся, то можно решить вопрос в судебном порядке. Теоретически в рамках гражданско-процессуального кодекса можно обратиться за взысканием, если жилье не единственное. Но для начала надо найти этого человека, который взял инвестквартиру.
Такая проблема наблюдается в том числе и в Москве. В городе дорогая земля, объекты недвижимости, есть стимул вкладывать деньги в этот сектор.