Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Плохие новости: Минтранс с Минфином тянут с субсидированием авиакомпаний. «Зависли» в воздухе 400 маршрутов

Судя по всему, летать самолеты будут реже, но дороже

3868
Плохие новости: Минтранс с Минфином тянут с субсидированием авиакомпаний. «Зависли» в воздухе 400 маршрутов
Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС
Материал комментируют:

Авиаперелеты в России могут сократиться в 2025 году по целому ряду маршрутов. Причина — отсутствие субсидий от государства.

Росавиация может не успеть до конца года распределить 19 млрд руб. на ключевые субсидии на перевозки — на рейсы между регионами в обход Москвы, а также полеты между центральной частью РФ, Дальним Востоком и Калининградом. В этой связи некоторые эксперты опасаются закрытия сотен маршрутов. Однако, в Минтрансе заявили, что дали указание открывать продажу билетов до получения субсидий.

Вообще, сейчас субсидии получают около 20 авиакомпаний для более чем 400 маршрутов. Всего федеральный проект «Обеспечение доступности услуг воздушного транспорта» в 2025 году оценивается в 31 млрд руб.

По действующим условиям предоставления государственных субсидий на перевозки по двум программам заявки на их получение должны объявляться не позднее 1 октября, а рассмотрение — длиться не менее месяца.

Читайте также
«АвтоВАЗ» вслед за русской душой стал второй загадкой России «АвтоВАЗ» вслед за русской душой стал второй загадкой России Автогигант постоянно повышает цены на машины, но все время просит помощи от государства. Куда деньги уходят?

Обычно Росавиация начинала принимать заявки к 1 сентября и завершала прием до 1 октября, средства распределялись до 1 декабря. К этой дате перевозчики уже, как правило, составляли расписание полетов с 1 января и открывали продажи билетов на субсидируемые рейсы.

В этом году все сроки сдвинулись. Что будет с авиабилетами дальше — непонятно.

При отсутствии субсидирования со стороны государства авиакомпании скорее всего будут вынуждены либо продавать билеты по коммерческой стоимости, либо вносить корректировки в действующее расписание, либо вовсе уходить с маршрута. Если предположить самое худшее, из-за несвоевременного или сокращенного финансирования перевозчикам придется закрыть до половины из субсидируемых рейсов из-за их низкой рентабельности или убыточности.

К каким последствиям это может привести? С таким вопросом мы обратились к кандидату технических наук, независимому авиаэксперту Вадиму Лукашевичу.

— Россия — огромная страна, ее на машине не объедешь, поэтому авиация для нее — это то, что объединяет страну. При СССР в стране было 1200 аэропортов. Перед ковидом — около 400. Для сравнения: на крохотной Аляске — 600 аэропортов. Можно сказать, что у нас в России государство, по сути, убило региональные перевозки.

«СП»: Но ведь есть наверняка ряд направлений, которые не популярны. Может быть, имеет смысл отказаться от них и таким образом сэкономить?

— Есть, разумеется, ряд направлений, которые не пользуются особым спросом. Но, с другой стороны, нефтяники, военные, находящиеся в отдаленных районах, должны иметь связь с «большой землей».

«СП»: Возможен ли такой вариант, когда авиакомпании будут продавать билеты без субсидий? Как это скажется на спросе и на самих авиакомпаниях?

— Если государственных субсидий не будет, надо либо прекращать авиасообщение, либо поднимать цены на авиабилеты. Как авиакомпании будут компенсировать издержки, никто пока не придумал.

«СП»: Так в чем же выход?

— Если говорить про дотацию гражданских рейсов, то мы их частично уже потеряли. Остается только оплакивать. Но уходить с линии — это репутационные потери, увольнение пилотов. Думаю, авиакомпании будут пока продавать авиабилеты себе в убыток и давить на правительство.

Не надо забывать и о том, что есть и региональные компании. Например, «Когалым-авиа», в распоряжении которой 304 самолета, но за счет доходов от нефтянки она прекрасно себя чувствует. И все же я считаю, что государственных дотаций надо добиваться любым путем, иначе люди будут уезжать с Северов, будут пустеть целые регионы. Думаю, выход найдут", — резюмировал Вадим Лукашевич.

Из-за чего произошла в этом году проблема с государственными дотациями? Некоторые источники сообщают, что Минтранс и Минфин в этом году пока не смогли согласовать документацию из-за того, что в конце 2023 года Минфин изменил подходы к субсидированию. Разработанное Минфином постановление № 1780 содержит ряд новых бюрократических требований.

В Минтрансе в свою очередь заявляют, что нормы, которые до этого содержались в постановлениях правительства, в связи с новым порядком правил субсидирования будут отражены в электронном бюджете, то есть «оцифрованы».

Что это значит и как будут работать субсидии после этой «оцифровки»? С таким вопросом мы обратились к исполнительному директору Агентства «Авиапорт» Олегу Пантелееву.

— Эту ситуацию спровоцировал в 2023 году Минфин. Согласно постановлению правительства № 1780, все федеральные программы субсидирования в 2025 году должны были быть прекращены. Вместо них должна была заработать запись в электронном бюджете. Раньше как было?

Работала схема: постановление правительства, потом шло распоряжение Минфину, потом Росавиации, потом уже субсидии доходили до авиакомпаний. Сейчас всю эту схему заменит электронный бюджет.

«СП»: То есть схема субсидирования авиакомпаний меняется?

— Да, сейчас Росавиация совместно с региональными субъектами должна подать заявку на субсидии, которая отражается в электронном бюджете. А деньги, соответственно, выделяются после одобрения Минфина. То есть это полный переход на цифровой оборот. Чиновники всех региональных минфинов должны будут работать с электронной цифровой системой, своевременно планируя бюджеты.

Читайте также
По законам полувоенного времени: 180 тонн «вражеских» груш, перехваченных на границе с Казахстаном, пустят «в расход» По законам полувоенного времени: 180 тонн «вражеских» груш, перехваченных на границе с Казахстаном, пустят «в расход» Накормить просроченной едой можно, а нормальной, но санкционной — нельзя

«СП»: А если так получится, что перед Новым годом, в суматохе, все эти бюрократические проблемы решить не удастся? Где тогда искать субсидии? Продавать авиакомпаниям билеты себе в убыток?

— Такой прецедент уже есть. Государство вне зависимости от цифрового бюджета субсидирует полеты на Дальний Восток для льготников. Вообще, по опыту, в высокий сезон жители Дальнего Востока раскупают все билеты. Был случай и в 2023 году, когда госструктуры обещали перевести несколько миллиардов субсидий, но спрос оказался выше. И тогда, в 2023 году, Росавиация приняла решение продавать авиабилеты по сверхнизким ценам, а после всех отчетов им все издержки государство возместило. Компенсация произошла в 2024 году.

«СП»: Вам не кажется, что в этих условиях выживут только крупные авиаперевозчики, а мелкие авиакомпании попросту разорятся?

— Небольшим авиакомпаниям мы предлагаем: давайте летать реже, но продавать билеты дороже, то есть полностью по коммерческим расценкам. Есть в конце концов большое количество направлений, где можно зарабатывать и без субсидий. Есть также возможности получать дотации не от федерального бюджета, а от регионального, если это регион-донор, например.

«СП»: Ваш прогноз: сократятся ли в 2025 году авиаперевозки из-за отсутствия субсидий? Ведь в условиях электронного бюджета возможно поступление средств не сразу, а через какое-то время?

— Думаю, с электронным бюджетом все вопросы будут со временем урегулированы. Деньги дойдут в установленные сроки. Наименее вероятен сценарий, когда авиакомпания начнет продавать авиабилеты, а компенсация поступит позже.

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Всеволод Шимов

Политолог

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня