Генсек НАТО Марк Рютте во время визита в Польшу 13 ноября приветствовал инициативу Варшавы, Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии по укреплению границ с РФ. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в конце октября говорила, что власти стран Прибалтики уже открыто заявляют о необходимости принудительной депортации людей с российскими корнями.
Сегодня в России о миграционных проблемах говорят очень много. Обсуждаются целесообразность миграции, вопросы присяги, лишения гражданства, лицензирования работы, экзамены по русскому языку и так далее. Это правильно, но это далеко не все миграционные проблемы, отметил в интервью «Свободной Прессе» глава Ассоциации прибалтийских исследований, главный научный сотрудник Института Европа РАН, профессор Николай Межевич.
— Есть еще гораздо меньшая по количественному потенциалу, но серьезная проблема. Это русские и русскоязычные, живущие в Эстонии, Латвии, Литве. Подчеркиваю, я специально не говорю о людях на Украине и в Молдове. Им сейчас в принципе никак не попасть к нам.
А Прибалтика рядом. При всех нюансах есть открытые и закрытые контрольно-пропускные пункты. И из этих республик к нам постоянно приезжают люди сами, устав от тех преследований, которым они подвергаются у себя, скажу прямо, на родине. Это те, кто из своих, условно, 55 лет 33 прожили в независимой Эстонии, Латвии, Литве, а 22 в соответствующих республиках. То есть, они никогда не жили ни в РСФСР, ни в Белоруссии. Но родина от них в итоге отказалась.
«СП»: Преследуют просто потому, что у них русские корни, или политические мотивы тут важнее?
— И то, и другое. «Родина» не дает даже их детям, а теперь уже и внукам, в школе на перемене разговаривать на русском языке. Поэтому начался исход. Конечно, эти люди хотят встречаться, хотят объединяться, совместно артикулировать свои вопросы к власти.
Так было всегда во всех странах. Когда французы, британцы поняли, что они возвращаются в национальные границы, такая же проблема была и у них.
XII Балтийский форум соотечественников состоится 21−22 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге. Первое, что планируется обсуждать — кооперации в новой русской диаспоре, в русской диаспоре переселенцев из Прибалтики.
К нам приезжают люди с высокой квалификацией, в том числе в Республику Беларусь. И здесь крайне велика роль приграничных территорий: Псковская, Ленинградская, Калининградская области.
На северо-западе России необходимо вести скоординированную миграционную политику не только в отношении тех, кто приехал, скажем, с юга, но и тех, кто вынужденно уходит от политических и экономических преследований в тех странах, которые когда-то были его или ее родиной.
«СП»: А мы, вообще, к этому готовы — ментально, экономически, политически?
— Не всегда. Когда приезжает отдельный Иванов или Петров в Калининград, Петербург, Псков, ему всегда найдут местечко и какие-то возможности. А если границу переходят тысяча, две тысячи, три тысячи человек? Ну, как переходят? Фактически под автоматами эстонских полицейских. Вот такая проблема может оказаться нерешаемой.
Поэтому нам нужно на уровне сотрудничества общественных организаций, органов государственной власти, субъектов федерации и федеральных органов прорабатывать механизмы реакции на эту угрозу, на угрозу массовой депортации. МВД Эстонии и Латвии уже сказали, что они к этому готовы.
«СП»: О Финляндии сегодня тоже уже можно говорить?
— Конечно. Я понимаю, что это звучит странно. Я сам житель Петербурга, который в Финляндии и работал, и отдыхал. И теперь думать о том, что возможна депортация, мне сложно. Но исключать ничего нельзя.
«СП»: А вот те миграционные законы, которые сегодня принимаются в России, эти люди под них подпадают?
— Частично. Мы же граждане России, мы понимаем, что у нас еще со времен Ивана Грозного, а то Юрия Долгорукого, бюрократия в стране есть. И пока пройдешь все административные круги, очень много времени нужно. А мы говорим о ситуации близкой к чрезвычайной. Ну, по крайней мере, с русским языком проблем у них точно не будет, у них, скорее, с эстонским языком проблемы.
Но они готовы работать, они, как правило, более-менее обеспечены материально, но им надо помочь хотя бы с первичными документами. И культурно мы ближе. Даже если человек родился в 1955 году в семье строителей Нарвской гидроэлектростанции, он все равно русский, он несет наш культурный код.
Поэтому форум соотечественников становится важнейшим мероприятием, и можно поблагодарить руководство Ленинградской области за то, что из года в год с небольшим ковидным перерывом оно занимается этим благим делом. Я понимаю, что хвалить чиновников в России не очень принято, но в данном случае можно.
XII Балтийский форум соотечественников состоится 21−22 ноября в Санкт-Петербурге. Центральным мероприятием станет проведение пленарного заседания и двух тематических сессий. Одна из них будет посвящена актуальным вопросам оказания содействия соотечественникам в осуществлении гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод, а также формированию объективного информационного пространства усилиями Русского мира, укрепления позиций русского языка и российской культуры за рубежом.