Заработки таксистов сильно отличаются в Москве и регионах. Но везде на эту работу идут не от хорошей жизни.
Таксисты в Москве сейчас зарабатывают в среднем 150 тысяч рублей, сообщила недавно Лента.ру со ссылкой на исследование платформы «Мигрант Сервис» и компании SunCar. При этом данные по средней зарплате москвичей в целом расходятся. Власти столицы говорят про среднюю начисленную зарплату 161 тыс. руб.
Другие источники приводят данные куда ниже — от 85 до 125 тыс. руб. на руки.
И это ближе к действительности. Причем, в микропредприятиях с численностью до 15 человек, зарплата заметно ниже — 75 380 рублей.
На Урале уровень жизни ниже, чем в столице, соответственно, и зарплаты далеки от московских. Не исключая и таксистов.
Екатеринбург
В столице Урала средняя зарплата на 1 ноября оказалась на уровне зарплаты работников столичных микропредприятий — 74,6 тыс. рублей.
При этом зарплата в такси Екатеринбурга в районе 116 тыс. руб. Хотя если много работать, можно заработать больше.
Но при этом таксисты жалуются на падающие доходы, а клиенты уральских такси — на растущую цену поездок. Парадокс, однако.
Челябинск
Средняя зарплата челябинцев ниже, чем у жителей Екатеринбурга, — 67 640 рублей. При этом жители многие Челябинска не верят, что так много зарабатывают. В их числе воспитатели детских садов, медсестры, переводчики, работники пиццерий.
А вот на заводах зарабатывают больше среднего, бывает, что и на 80 тыс. не могут найти людей — нехватка рабочих рук. Зарплатой в заводских цехах от 100 тыс. в городе уже не удивишь. Только надо учитывать, что в Челябинске многие крупные предприятия так или иначе связаны с оборонкой. Ну, а если у людей появляются деньги, то по закону городской жизни они и на такси начинают ездить чаще.
Встречаются отдельно таксисты, которые умудряются, если верить им на слово, зарабатывать более 200 тыс. руб. Но это все же единичные случаи.
Корреспондент «Свободной Прессы» неоднократно беседовала с водителями такси об уровне их заработков. Более 70 тысяч никто из них не называл. Некоторые жаловались, что зарабатывают при упавших в этом году расценках всего 30−40 тыс. руб. Этих денег хватает только на оплату кредитов и на бензин.
Некоторые водители говорят, что такси для них — просто подработка в свободно время. И на такой подработке получается в месяц 20−25 тыс. руб.
Выгоднее работать по ночам, когда машин меньше, и в праздничные дни, особенно в новогодние праздники, включая собственно новогоднюю ночь. И нет сожалений, что это время таксист проводит не с семьей:
«А чего семья? Деньги нужнее. В новогодние праздники можно заработать месячную зарплату», — признался недавно один из таксистов.
А другой пожаловался, что зря выбрал тариф «Вместе дешевле». И в результате за день заработал меньше тысячи рублей.
В челябинских такси работают сейчас самые разные люди. Пожалуй, больше половины — мигранты из стран ближнего зарубежья. И поскольку мигрантам с 2024 года работать в такси в Челябинской области официально запрещено, напрашивается вывод, что это «правильные» мигранты, которые успели получить российское гражданство. Некоторые говорят по-русски бойко, другие явно находятся в процессе адаптации.
Был случай, когда за рулем такси оказался выпускник университета Душанбе, который сообщил корреспонденту «СП», что его друзья на родине по квотам Великобритании для бедных стран работают на ягодных плантациях Туманного Альбиона. И с учетом условий труда и особенно заработка (на российские деньги якобы 300 тыс.) очень довольны.
А вот собеседника «СП» уже на такую работу не возьмут, он успел получить гражданство России. Поскольку наша страна пусть и не самая богатая, но точно не самая бедная в мире. А в такси, конечно, таких денег, как на плантациях Великобритании, не заработать.
Среди водителей челябинских такси доводилось встречать местных жителей из самых разных социальных категорий, включая не только студентов и людей, которые просто не нашли другой работы, но и владелицу магазина модной одежды или бывшего директора одного из небольших заводов, который приехал по вызову на старом «Лексусе».
Тюмень
В Тюменской области средняя зарплата в ноябре составила 79,6 тыс. руб. Таксисты в Тюмени зарабатывают больше 100 тыс. руб. Но это при условии максимального количества отработанных смен. Думается, эта тенденция справедлива для любого региона.
Курган
В Курганской области средняя зарплата низкая, она едва достигла 60 тыс. руб. Это самый бедный регион УрФО, где наблюдается наибольший отток населения. И таксисты здесь тоже зарабатывают меньше, чем в соседних регионах. Неудивительно, что количество таксистов в столице Зауралья резко уменьшилось. Многие ушли работать на заводы.
Ханты-Мансийск
В столице ХМАО средняя зарплата еще летом была заметно выше 100 тыс. руб. А вот в такси Ханты-Мансийска по разным оценкам зарабатывают меньше средней зарплаты по региону. Возможно, с этим связано большое количество жалоб на работу таксистов.
Интересно, что пару лет назад некоторые из здешних таксистов зарабатывали по 100 тыс. руб.
Салехард
Еще летом Салехард вошел в топ-5 городов России по уровню зарплат. Намного выше 100 тыс. руб. средняя зарплата и в самом Ямало-Ненецком автономном округе.
Что касается заработка таксистов, в объявлениях о вакансиях для таксистов можно встретить как зарплаты до 100 тысяч, так от 100 тыс. рублей и выше.
От чего зависит заработок
В каком бы регионе ни работал таксист, его заработок зависит от трех факторов — тарифа, условий сотрудничества (работает в таксопарке, самозанятым или ИП), комиссии сервису. Важно также, сколько денег водитель тратит на обслуживание машины: текущий ремонт, затраты на топливо. Часть водителей работает на своих машинах, другие предпочитают использовать арендованный транспорт.
В Челябинске работа на своей машине в Яндекс-такси позволяет заработать до 9100 рублей в день. По крайней мере, так пишут. Такие же условия предлагаются в Екатеринбурге. Эти два города получаются выгоднее всего для тех, кто приезжает в УрФО работать в такси на своей машине. В Тюмени чуть поменьше.
В Ханты-Мансийске Яндекс сулит таксистам меньше, чем в Челябинске и Екатеринбурге — до 8100 рублей в день. В Салехарде чуть выше Ханты-Мансийска, но опять же меньше двух городов-миллионников — до 8300 рублей.
В Кургане можно в Яндекс-такси заработать только до 7400 рублей в день. Но все это — «грязными».
Сколько реально зарабатывают таксисты?
Судя по данным на сайте Яндекса, из указанной суммы (для Челябинска и Екатеринбурга это до 9100 рублей в день) надо вычесть вознаграждение Яндекс-такси. О том, каков размер этого вознаграждения, рассказали «СП» два челябинских водителя, работавшие с Яндекс-такси в том числе в этом году. Первый водитель (Дмитрий, 35 лет) сообщил, что комиссия Яндекс-такси составляет 18%.
Помимо этого, водителю надо еще как самозанятому оплатить налог с заработка 6%. Второй водитель (Владимир, 33 года) назвал выплаты с заработка в районе 24%. Но сказал, что это включая комиссию и налог самозанятого.
Что касается доходов до 9100 рублей в день, то оба таксиста сказали, что для Челябинска такой заработок на руки получить нереально. Максимум выходит 5−6 тыс. руб. А вот в Екатеринбурге тариф выше, там можно заработать больше.
В целом же сумма заработков зависит от многих факторов. Например, существуют бонусы. Если «прилетает» задание Яндекс-такси сделать 120 заказов за неделю и водитель такое количество реально делает, ему заплатят бонус в районе 7−8 тыс. руб.
День на день не приходится. В условиях непогоды или в выходные тариф поднимается. Можно подсчитать, что если 6 тыс. руб. зарабатывать в день на руки, то за 22 рабочих дня в Челябинске, например, теоретически можно заработать 132 тыс. руб.
Однако из этих денег надо будет оплатить свои расходы — бензин, мелкий ремонт, стоянка машины. Минус, как мы говорили, комиссия Яндекса и налог.
Итого на руки остается максимум 4 тыс. руб. в день. Если работать 22 дня, то челябинец заработает в Яндекс-такси около 85−86 тысяч руб. Хотя как заметили собеседники «СП», таксисты работают без выходных. И в этом случае заработок будет больше — 115−117 тысяч. Но насколько хватит таксиста при работе без выходных, большой вопрос.
Есть еще один нюанс. Если водитель работает в Яндексе через таксопарк, придется платить еще комиссию таксопарку. У каждого таксопарка она своя. Часто встречается 3−5%. Например, челябинский партнер Яндекс-такси, компания «РиК», обещает водителям заработок до 7 тыс. руб. в день. Видимо, с учетом того, что Яндекс-такси уже забрал свою комиссию.
Многое зависит еще от конкретного таксопарка, поскольку робот Яндекс-такси выставляет рейтинги таксопаркам.
Спрашивается, зачем водителю на своей машине работать с Яндексом через таксопарк? Ответ получается такой — парковый самозанятый может через парк полностью отключить заказы за наличные; кроме того, имеет возможность выводить деньги на любую карту в случае блокировки личной карты (например, из-за просрочек по кредитам или оплаты за ЖКХ, что встречается все чаще).
Прямой же самозанятый может выводить деньги только на личную карту. Наконец, у паркового самозанятого нет задержек с поступлением оплаты за заказы. Прямой же самозанятый может ждать поступления денег до 7 дней.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал