Прошлым летом довелось отдыхать в Белоруссии, там я лечился в санатории в городе Барановичи. Он небольшой — население около 170 тысяч, но очень разбросанный. Потому роль общественного транспорта в жизни горожан высока. Что удивило: автобусы ходили четко по расписанию, буквально минута в минуту. Точнее, чем поезда у нас.
Первое время я за этим следил, пытаясь «подловить» водителей, а потом махнул рукой — соблюдают график, забодай его корова, этого Батьку. Пыхтят старые автобусы, но ходят по расписанию, хоть часы сверяй. Видно, «колхозник» Лукашенко знает какие-то тонкости и городского дорожно-транспортного хозяйства, которые не могут постичь в России. А может, у него просто денег меньше, потому каждый рубль с умом использует? Ну, и следит, чтобы поменьше воровали.
Сегодня во многих наших городах взялись, наконец, за транспортную реформу. Планов — громадье. И где-то они реализовывают. Поэтапно, как нам говорят. Но будет ли конечный результат? Чтобы и автобусы, как в Белоруссии ходили четко по расписанию, и чтобы сесть в них можно было бы без проблем, и не чувствовать себя селедкой в бочке, когда добираешься из пункта «А» в пункт «Б».
Посмотрим, как транспортная реформа идет на Урале — и в миллионниках, и в городах поменьше.
Челябинск
В столице Южного Урала сделают новый план развития общественного транспорта. Областной Миндортранс уже объявил госзакупку- по разработке такого плана. На сайте госзакупок сообщают, что власти за данную работу заплатят более 61 миллиона рублей. Замминистра дорожного хозяйства и транспорта области Александр Егоров объяснил необходимость госзакупки новым федеральным законом. Новые стандарты в ближайший год должны внедрить, кстати, все регионы России.
Работа предстоит масштабная. Так, подрядчику придется изучить существующие документы транспортного планирования, параметры жилой застройки, дорожной сети, численность и состав жителей города, работу существующих маршрутов, статистику ДТП, доходы и расходы перевозчиков, а также, что немаловажно, жалобы пассажиров на работу общественного транспорта. Не секрет, что этих жалоб много. Причем, как на работу общественного транспорта в самом областном центре, так и в пригородах, куда переехали жить уже десятки тысяч челябинцев.
Транспортная реформа идет в Челябинской области третий год. Очевидные плюсы реформы — радикальное обновление подвижного состава, появление выделенных полос для общественного транспорта, перевод всего общественного транспорта на работу по безналичному расчету, масштабная реконструкция системы трамвайного и троллейбусного транспорта.
Мало того, в Челябинске на площадке трубопрокатного завода создали новое производство — по выпуску троллейбусов. Никогда в городе не было своих троллейбусов, а теперь есть.
Очевидные минусы реформы — сбои в расписании, переполненные из-за этого салоны автобусов и троллейбусов. Кроме того, много вопросов звучит от челябинцев в соцсетях по поводу так называемой оптимизации маршрутов. Причем, вопросы горожане задают властям порой в весьма резкой форме.
Власти объясняют проблемы с расписанием хронической нехваткой водителей и наконец-то объявили о повышении зарплаты, чтобы ликвидировать кадровый дефицит. Что касается в целом решения накопившихся в системе общественного транспорта по ходу реформы проблем, то их обещают решить в течение года.
Общественник, бывший член рабочей группы Миндортранса Челябинской области Александр Агарков, в беседе с «СП» подробно высказался по поводу того, как идет реформа системы общественного транспорта в Челябинске:
— Причина этой закупки — изменения в федеральном законодательстве, обязавшие регионы иметь два новых документа — РКПТО (региональный комплексный план транспортного обслуживания) и РСТО (региональный стандарт транспортного обслуживания). Федералы выделяют довольно много денег на развитие общественного транспорта в стране и хотят, чтобы регионы подробно распроектировали, как эти деньги тратить.
«СП»: А без этих новых документов нельзя было обойтись?
— По моему убеждению, если власти на региональном и муниципальном уровне хотят развивать транспорт, они и без этих документов знают, что нужно делать. Если же задача «лишь бы было» — то да, наверное, эти документы заставят обеспечить хоть какой-то минимум, а не как сейчас в Курганской области, где ряд муниципалитетов не обслуживаются общественным транспортом вообще.
«СП»: Челябинск, к счастью, не Курган…
— Что касается ситуации с транспортом в Челябинске, основные проблемы — жёсткая нехватка кадров (как водителей транспорта, так и строителей, которые должны возводить инфраструктуру), дороговизна подвижного состава и недоступность рыночного кредитования, а также ограниченный доступ к наилучшим технологиям из-за санкций недружественных стран.
Это раньше купить можно было, вроде бы, российский автобус, но в нём двигатель Caterpillar или MAN, коробка передач ZF, мосты Raba
Когда-то Вологда закупила скоростные стрелки для троллейбусной контактной сети в странах Евросоюза. А Челябинск в настоящее время вынужден довольствоваться тем, что производят в России.
«СП»: Вот мы и подошли к теме импортозамещения.
— Импортозамещение — вызов, который в перспективе, думаю, даже пойдёт нам на пользу. Но сейчас производится не вся номенклатура и не всегда качественно, мы пока на сложном пути. Вернуть «как прежде» уже точно не получится, ведь ровно те же проблемы есть и у маршрутчиков. Ford, Peugeot и Citroen, к которым мы привыкли, уже недоступны.
Цены на запчасти к старым машинам «улетели в космос», а ГАЗель и ПАЗ также подорожали и имеют сложности с импортозамещением комплектующих. Ну и самое главное — люди. На старую сеть маршруток нужно более пяти тысяч водителей. Сейчас об этом даже говорить не имеет смысла. В имеющихся реалиях делается, что возможно.
«СП»: Есть объективные трудности, а есть субъективные…
— Основные ошибки, на мой взгляд — это нерешительность дорожников. Несколько лет назад мы говорили, что выделенка — это удобно, а автолобби нам отвечало: «Нет, НАМ неудобно». Сейчас выделенка — вопрос выживания общественного транспорта как такового, потому что водителей больше не станет, автобусов больше не станет.
Но знаки, буква «А» на асфальте и камеры видеофиксации нарушений позволят тому же количеству автобусов проезжать маршрут быстрее и, значит, делать больше рейсов за день. В то же время в 2024 году наш комитет дорожного хозяйства, по сути, не решился сделать ни одной выделенки там, где действительно есть пробки, и автобусы «застревают».
«СП»: И что будет, если эти ошибки исправить?
— Уверен, что, если выполнить все нужные мероприятия по выделенным полосам, а также начать внедрять шлюзы для удобных левых поворотов общественного транспорта с выделенки, — то большая часть проблем общественного транспорта города исчезнет, несмотря на объективные трудности.
Кстати, большая часть этих мероприятий заложена в Комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД). Но, к сожалению, нет санкций, которые бы обязали администрацию города своевременно эти мероприятия исполнять.
Екатеринбург
В столице Урала о реформе городского транспорта объявили весной. Здесь внедряются так называемые брутто-контракты.
С августа перевозчикам собирались начать платить не за количество перевезенных пассажиров, а за добросовестное выполнение работы, прежде всего за четкое соблюдение графика. Правда, на дворе уже ноябрь, а губернатор Куйвашев только сейчас утвердил порядок предоставления средств для перехода на брутто-контракты.
Но так или иначе процесс пошел. Всего областным бюджетом будет выделено на эти цели почти 900 млн руб.
В столице Урала тоже планируется комплексно модернизировать всю транспортную инфраструктуру. Результат власти планируют показать к концу 2025 года.
Тюмень
В этом году транспортную реформу начали и в Тюмени. И уже есть первые жалобы. Например, по поводу все той же оптимизации маршрутов.
Курган
В областном центре транспортная реформа идет с 2023 года. В городе появилось более 100 современных автобусов, внедряются электронные табло на остановках. Однако и здесь есть вопросы у горожан по поводу изменений в работе маршрутов.
Сургут
В этом богатейшем городе России (население 420 тыс., причем каждый год оно заметно растет) транспортную реформу ведут тоже с прошлого года. И здесь хватает проблем.
Довольна реформой лишь треть горожан. Вы будете смеяться, но и в этом городе ахиллесовой пятой стала оптимизация маршрутов.
Похоже, существуют общие уязвимые места у транспортных реформ в уральских столицах. Может, реформаторам стоит теснее общаться друг с другом? Чтобы не наступать на одни и те же грабли поочередно.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал