Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Авиакатастрофы
28 ноября 2024 14:21

Вопрос ребром для «Суперджета»: Отказаться раз и навсегда или вложить миллиарды в переделку?

Авиаэксперт Андрей Патраков: «Никакой тысячи самолетов к 2030 году мы все равно не получим, от силы создадим с десяток»

9006
Вопрос ребром для «Суперджета»: Отказаться раз и навсегда или вложить миллиарды в переделку?
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
Материал комментируют:

Авиаинцидент в Анталье, где 25 ноября после жесткой посадки загорелся самолет, прибывший из Сочи, уже далеко не первый, когда стойка шасси пробивает топливный бак. После такого ЧП в 2018 году Межгосударственный авиационный комитет (МАК) рекомендовал разработчику внести изменения в конструкцию шасси для снижения рисков.

Причиной разлива топлива и последующего возгорания самолета авиакомпании «Азимут» при посадке в аэропорту Антальи мог стать сильный удар воздушного судна о полосу при посадке вследствие неблагоприятных погодных условий. Об этом сообщили в «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК, производитель Superjet 100).

Обстоятельства произошедшего предстоит установить специально созданной комиссии, добавили в ОАК. Регулярность вылетов воздушных судов этого типа в коммерческих авиакомпаниях РФ в 2024 году находится в пределах 97−98%. То есть это, можно сказать, основа нашего отечественного авиапарка…

Читайте также
Гражданскую авиацию опять тряхнуло: "Директоров КБ просто «подставили», пожертвовали ими" Гражданскую авиацию опять тряхнуло: «Директоров КБ просто „подставили“, пожертвовали ими» Удастся ли России найти замену сотням Boeing и Airbus, которые составляют основу воздушного флота страны?

То, что происходит с «Суперджетами», уже превращается в систему. 10 октября 2018 года Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Якутия», следовавший из Улан-Удэ, при посадке в Якутске выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. При этом подломились основные опоры шасси. На борту находился 91 человек, в том числе семь детей. Пострадали несколько человек.

5 мая 2019 году произошла настоящая трагедия. SSJ 100 в аэропорту Шереметьево выполнял плановый рейс по маршруту Москва-Мурманск. Но через 27 минут после взлёта был вынужден вернуться в аэропорт вылета из-за технических неполадок на борту.

Во время грубой посадки лайнер получил повреждения от «козления», которое стало причиной пожара, в результате которого самолёт частично разрушился и сгорел. Из находившихся на борту 78 человеке погиб 41…

Естественно, россияне все чаще задаются вопросом: а насколько вообще безопасен Sukhoi Superjet? С этим вопросом мы обратились к заслуженному пилоту СССР, председателю комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олегу Смирнову.

— Авиационные происшествия с «Суперджет-100» носят схожий характер. Это говорит об ошибках проектирования. Движущиеся части шасси пробивают топливные баки, в итоге начинается пожар.

Что делают крупнейшие западные корпорации, когда в автомобиле их марки находят системную ошибку? Просто останавливают производство и дорабатывают модель.

У нас же 150 летающих «Суперджетов», составляющих основу нашего авиапарка, продолжают оставаться миной замедленного действия для десятков, сотен людей. Но эти самолеты почему-то считаются годными для полетов, хотя дефект в них остается не устраненным.

«СП»: Известно, что МАК вынес обязательное предписание — устранить обнаруженный в «Суперджет-100» дефект. Почему он до сих пор не устранен и самолеты, несущие риск для жизни людей, летают?

—  Я считаю, что в этом уже должны разбираться компетентные органы. Я бы вообще выпустил новый самолет этого типа, особенно учитывая, что помимо уже названного дефекта там российско-французский двигатель со всеми его недостатками, который, по понятным причинам, не может быть отремонтирован.

Читайте также
Крушение самолета DHL в Вильнюсе: Привет от Боширова и Петрова - или несчастный случай? Крушение самолета DHL в Вильнюсе: Привет от Боширова и Петрова — или несчастный случай? Западу выгодно представить РФ «траблмейкером», а она — глобальный революционер

«СП»: Вы считаете реальным выпустить в ближайшее время новые «Суперджеты»? Нам бы с МС-21 и ТУ-214 разобраться…

— Для полной замены 150 самолетов «Сухой Суперджет» надо изготовить 300 двигателей. Я считаю эту задачу на ближайшее время нереальной. Все это будет стоить космических денег. С другой стороны, Superjet -100 — достаточно старая модель, в этом самолете многое изготовлено по технологиям 30−40-летней давности…

МАК предписал внести множество изменений, которые касаются и крыла, и креплений, и шасси… Я считаю, проще поставить эти самолеты к забору и сосредоточиться на изготовлении новых моделей, работая над ними в формате мобилизационного режима.

Продолжает тему руководитель сервиса безопасности полетов RUN Aviа Андрей Патраков.

— «Суперджеты-100» составляют сегодня основу авиапарка страны. Сегодня у нас 300 таких самолетов, из них летают более 100. Если мы их выведем из эксплуатации, это будет серьезным ущербом для провозных мощностей в России. К тому же двигатель ПД-8, который мы собираемся ставить на обновленные «Суперджеты», еще не готов.

«СП»: На днях произошло знаковое событие — несколько Конструкторских бюро объединили в ОАК. Это поможет создать наконец собственный, отечественный авиапарк в России?

— Объединенную авиастроительную корпорацию, куда вошли КБ Туполева и КБ Яковлева, а в перспективе войдут и другие конструкторские бюро, возглавил Вадим Бадеха.

По задумке «Ростеха», это должно ускорить создание собственного авиапарка в России. Но если хотите мое экспертное мнение, никакой тысячи самолетов к 2030 году мы все равно не получим. От силы создадим с десяток. Увы, это реальность с учетом технических возможностей, которые мы на сегодня имеем.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Иван Мезюхо

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня