Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Регионы
28 ноября 2024 17:53

«Лазурные автобусы» Питера не горят — так взрываются, не взрываются — так тонут

Транспортная реформа в Петербурге вышла на новый, непредсказуемый уровень

4140
«Лазурные автобусы» Питера не горят – так взрываются, не взрываются - так тонут
Фото: Валентин Егоршин/ТАСС

В Петербурге горят автобусы. Новые, «лазурные», как называют их в Смольном по цвету окраса. Месяца не проходит, чтобы не случилась какая-нибудь нехорошая история с их участием. Не обошлось и в ноябре. За последние десять дней сразу три серьезных происшествия.

Сначала на дамбе, где во вторник, 19-го, загорелся «лазурный», курсирующий по отдаленному от центра города маршруту Кронштадт — Старая Деревня. Первыми заметили неладное пассажиры — в какой-то момент салон медленно, но верно стал заполняться дымом. По счастью, обошлось без печальных последствий.

Двумя днями позже, 21-го, «отметился» другой рейсовый автобус из новеньких — № 159. Начал он, что называется, прытко, но в середине пути, проезжая по микрорайону новостроек Купчино потерял центральную входную дверь! Та отвалилась на ходу. Если бы не зацепилась при этом за поручень в салоне, её на скорости вынесло бы на мостовую. Но — пронесло.

Читайте также
Уральский эксперимент с оптимизацией нарвался на дружный мат рассерженных горожан Уральский эксперимент с оптимизацией нарвался на дружный мат рассерженных горожан Транспортная реформа уперлась в системные проблемы — запчасти дорогие, водителей не хватает, автобусы старые

Еще через три дня, 24-го, в салоне автобуса № 26, следовавшего по Лиговскому проспекту города, произошел взрыв. Как говорили потом пассажиры, «все решили, что сработала бомба». И рванули к выходам. Паники удалось избежать во многом благодаря исключительной организованности людей. Петербуржцы, похоже, начали уже привыкать к «сюрпризам» «новой замечательной транспортной составляющей» города, как называют ее чиновники.

На этот раз, в «взрывном» транспортном средстве общественного пользования не обошлось, увы, без пострадавших. Одной из пассажирок, 60-летней женщине прилетел в голову кусок пластмассы внутренней обшивки салона, отлетевший во время детонации. С рваной раной головы и черепно-мозговой травмой её доставили в больницу. По предварительным данным, взорвалась деталь, обеспечивающая равномерное и стабильное давление воздуха в тормозной системе, тормозах, подвеске. Так называемый ресивер пневмосистемы.

С учетом происшествий в предыдущие два года, статистика ужасающая. Хотя, в Смольном с этим не согласны. Как не раз заявляли представители комитета по транспорту в ответ на критику журналистов, «тревожиться не о чем», «задачи снять машины с рейсов нет». Проведем, мол, аудит техники, выясним, наладим. Да и вообще, статистика пожаров в пределах нормы, а ДТП стало меньше…

Третий год все это продолжается. За это время возгорания и другие происшествия с «новичками» — Volgobus* и МАЗ приобрели уже массовый характер. Иной раз диву даешься, как они вообще ездят, эти «лазурные». Что там отвалившаяся дверь — моторы из них на ходу вываливаются!

Так произошло прошлым летом на проспекте Стачек. Есть видеозаписи этого «оригинального» происшествия, сделанного проезжавшими там и тогда автомобилистами. Видно, как автобус маршрута № 2, проезжая перекресток, вдруг подпрыгнул то ли на неровности, то ли по какой другой причине. А вслед за этим из его задней части вывалился двигатель, разливая на дорогу техническую жидкость. Вот уж действительно, хоть плачь, хоть смейся! Пассажиров, к слову, тогда не сразу попросили на выход. Многие в салоне «ждали, когда поедем» — с транспортом на этой линии вечные долгие нервные ожидания…

Всего в 2023 году эксперты насчитали до 20 возгораний и поломок «новинки». В текущем чуть меньше. Пока.

Версии происходящего самые разные. Главная: поспешность и непродуманность затеянной Смольным транспортной реформы. Суть которой — в отказе от маршруток в пользу автобусов разной вместительности, а также «оптимизация» (любимое словечко бюрократов) маршрутов.

Старые, хотя вполне ещё бодрые, соответствующие качеству ТС решено было заменить «новыми, современными, вместительными». Как ностальгируют теперь петербуржцы: были у нас нормальные, удобные, не старые ещё желтые автобусы, которых зачем-то сменили на неудобные, да еще и опасные.

Закупили 370 Volgabus и белорусских МАЗов. Примерно пополам. Первая партия количеством 98 штук прибыла быстро. И практически сразу заявила о себе поломками и возгораниями. А также классическими ДТП: то въезжая в идущий впереди транспорт, то теряя управление…

— Если бы вы знали, как принимали эти новые автобусы при поставке, вы бы не удивлялись происходящему, — ответил на звонок «СП» водитель с 30-летним стажем одного из тех автопарков, которому «посчастливилось» получить «заветные» Volgobus.

— Полноценного их осмотра как такового не было. Всё по ускоренной схеме — новые ведь! Чиновники почему-то очень торопились. Хотели, наверное, быстрее показать горожанам, как заботится о них власть. А после того, как начались ЧП, это было списано … на жару. Дело было летом прошлого года.

«СП»: Но жаркая погода стояла тогда, помнится, не так уж и долго…

— Теперь другую причину нам называют: человеческий фактор. То водитель, по их словам, не выспался, то — техосмотр не прошел.

«СП»: Какие автобусы в Петербурге чаще всего горят и разваливаются?

— Минские «МАЗы». Но Volgabus не на много отстает. У нас в автопарке говорят, что и МАЗ спешил. Выпускал автобусы в авральном режиме. Отсюда, возможно, и неполадки с техникой.

В Смольном причин возникающих то и дело с автобусами проблем не называют. Иногда разве что комментируют, объясняя «горючесть» минских автобусов, например, их низким полом. И обещая «отработать вопрос с поставщиками».

Читайте также
Филькина грамота, дорого. Езда без «корочек», выгодно Филькина грамота, дорого. Езда без «корочек», выгодно Получение медсправок для ГАИ хотят усложнить. Кроме роста их стоимости, эффекта не будет

«Отрабатывать» надо, заметим, не только новые автобусы, на закупку которых было выделено 3,4 млрд. рублей (за 100 штук). Схожие ЧП и с «умными» трамваями.

Минувшей весной при обкатке нового рельсового транспорта случилось трагедия: погибла 45-летняя женщина, попавшая под колеса, еще двое пешеходов получили травмы. Виновным в этой трагедии был признан… искусственный интеллект. Его при той обкатке, как выяснилось, не включили…

У городской администрации сейчас куда важнее заботы — очередная реформа. На этот раз кадровая. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры продолжают меняться руководители. Сейчас на посту исполняющего обязанности уже третий чиновник за год. У его коллег из комитета по транспорту после задержания за взятку в 2,5 млн. рублей зампреда Рената Ягудина, тоже чехарда. Не до автобусов тут.

К слову, проверки в обоих комитетах начались после жалоб в компетентные органы перевозчиков. Они и раньше критиковали городскую власть за нарастающие как снежный ком проблемы с общественным транспортом. Решающим же поводом стало ЧП в начале мая, когда рейсовый автобус, пробив Поцелуев мост, съехал в Мойку. Погибло тогда семеро пассажиров.

Виновными, помимо водителя-мигранта, назвали транспортную кампанию, в которой он работал. И ни слова о том, что у перевозчиков хроническая нехватка средств, выделяемых в Петербурге на зарплату водителей, дефицит запасных частей и многого другого. А где тотальная экономия на технике, там, известно, всегда нештатные ситуации.


* Производитель — ООО «Волгабас Волжский» в г. Волжский Волгоградской области.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня