В Госдуме предложили ввести продуктовые карточки.
Инициатором этой не новой для нашей страны идеи стала Калининградская область. Такую меру в своем регионе уже анонсировал губернатор Алексей Беспрозванных.
По его словам, карточки на еду в Калининградской области начнут действовать с 2025 года. В первую очередь их будут раздавать пенсионерам с доходом ниже прожиточного минимума. Также в список получателей, скорее всего, войдут многодетные семьи и другие «незащищенные категории граждан».
Распространится ли эта мера на всю Россию и как именно будет реализована? Кто сможет отовариваться по карточкам, каков будет их лимит и на что конкретно они будут распространяться? С таким вопросом мы обратились к главе комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолию Аксакову.
— Эту меру стоит поддержать. На что именно выдавать карточки — это каждый регион будет решать самостоятельно, исходя из количества граждан с низкими доходами. Карточки, на мой взгляд, это сейчас мера, которую стоит поддержать.
Причина — инфляция, а рост доходов граждан на этом фоне не достаточен. Как именно будут вводиться карточки, по каким параметрам и на что они будут распространяться — это уже каждый регион решит самостоятельно. Но у нас есть оценки обеспеченности для потребителя.
Вот Калининградская область приняла такое решение, но и любой другой субъект федерации сможет это сделать, исходя из возможностей своего бюджета", — сообщил «СП» руководитель комитета ГД по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.
Главное в том, что сказал парламентарий — это то, что идея с карточками отдается на откуп регионам. Есть деньги в бюджете — помогайте малоимущим. Нет денег — выкручивайтесь, как хотите.
На самом деле рост цен на продукты сделал многие из них фактически роскошью для мало обеспеченных слоев населения. По данным Минэкономразвития на 9 декабря, годовая инфляция в России достигла 9,2% — самого высокого уровня с февраля 2023 года. Альтернативные метрики, впрочем, показывают цифры существенно выше.
По данным «Ромира», который оценивает рост цен по реальным покупкам и чекам российских домохозяйств, только за январь-сентябрь текущего года инфляция товаров повседневного потребления составила 13,7%. Особенно сильно подорожали продукты.
Например, с начала года цены на картофель выросли уже на 85%. Лук подорожал на 40%, капуста — на 34%, молоко, сметана и яблоки — на 17%. Рост цен на сливочное масло, рекордный с 2007 года, ускорился до 33%, на баранину — до 22%, на хлеб — превысил 13%.
Вообще, талоны — тема для нашей страны не новая. Решение выдавать продукты по талонам Россия не «изобретала», оно было позаимствовано у других стран. Подобный способ борьбы с продовольственным кризисом казался лучшим выходом для того, чтобы прокормить население в условиях дефицита.
В октябре 1916 года Особое совещание правительства по продовольственному вопросу Российской империи выдвинуло проект введения карточной системы во всей стране. Принят он не был. Однако уже в конце апреля 1917 года, при Временном правительстве, карточки появились во всех городах. Не смогли обойтись без них и пришедшие к власти большевики. Карточная система действовала до 1921 года, когда в стране был введен НЭП и возвращены элементы рыночной экономики и предпринимательства.
Однако в 1929 году, когда НЭП был свернут и началась индустриализация, карточки вновь вернулись. Они просуществовали до 1935 года. Снова они были введены в СССР с началом Великой Отечественной войны и просуществовали до декабря 1947 года.
Вводили карточки и в позднем СССР. Последняя советская волна нормированного распределения случилась в 1983 году, когда появились талоны на покупку дефицитных товаров. Причем, распространялись они не только на продукты — такие, как сахар, гречка, водка. Помню, как получала по талонам шампунь для волос и какую-то не очень хорошую, но зато импортную косметику. В начале 1990‑х годов талоны исчезли как-то сами собой.
Помогут ли сейчас талоны решить проблемы с продовольственным обеспечением незащищенных слоев населения? На кого будут распространяться и каких регионов это коснется? С таким вопросом мы обратились к доктору экономических наук, проректору Финансового университета при правительстве России Александру Сафонову.
— Карточки всегда наполнены лимитированным количеством денег и рассчитаны, как правило, на нуждающихся.
Появятся эти карточки скорее всего в богатых регионах-донорах, а в регионах-реципиентах, то есть в бедных регионах, их вводить будет не на что, потому что ждать помощи от государства не придется. Но, вообще говоря, проще было бы решить этот вопрос доплатами: у нас же выплачивается единое социальное пособие малоимущим семьям. Его можно было бы увеличить, и люди сами решали бы, на что его лучше потратить.
«СП»: Почему идея о карточках пришла именно из Калининграда и какие еще регионы уже вводят подобную «карточную» практику?
— Калининградская область — особый регион, область отделена от материка и субсидируется из бюджета, поэтому там как раз государственная помощь на введение карточек оправдана.
Что касается других регионов, государство едва ли им поможет. В каждом регионе будут решать «карточный» вопрос, исходя из специфики.
В Москве, например, действует «карточка москвича», которая обеспечивает льготный проезд пенсионерам. В Московской области, насколько мне известно, применили аналогичный опыт. В Амурской области в нескольких городах выдавались карточки на сумму 2000 рублей на одного человека и 4000 тысячи на двух, при условии уровня дохода ниже прожиточного минимума.
Есть такая практика и на Камчатке, там пенсионерам выдают ежемесячно по 2 тысячи рублей на покупку рыбы. Другие регионы будут вводить или не вводить продовольственные карточки в зависимости от возможностей бюджета, — резюмировал Александр Сафонов.
Если говорить о федеральной программе введения продуктовых карточек, то для начала нужно точно понять, сколько в России малоимущих и сколько средств из бюджета потребуется для их поддержки. Есть данные Росстата, однако эксперты часто утверждают, что они не полностью отражают реальность.
«В Росстате указывают, что количество бедных россиян снизилось, — говорит инвестиционный советник Юлия Кузнецова. — Но в России 11,8 млн человек живут с доходами ниже прожиточного минимума, который в III квартале 2024 года составляет 15679 рублей в месяц. Это достаточно большая цифра».
Решит ли система продуктовых карточек проблемы с обеспечением населения всем необходимым? С таким вопросом мы обратились к руководителю департамента инвестиционного анализа ИГ «Универ Капитал», экономисту Андрею Верникову.
— Во-первых, не думаю, что с введением продуктовых карточек будут торопиться. Потому что пока не совсем понятно, кому именно их будут предоставлять и на какие именно товары и услуги они будут распространяться.
К тому же карточки — не очень хороший сигнал. Мы говорим, что продолжаем развиваться вопреки санкциям, а тут вдруг — карточки… Это безусловно крайняя мера. К тому же в введении карточек на продукты заложен некий взрывоопасный момент. Одни регионы введут карточки, другие — нет, в одних будет заложен обширный продуктовый набор, в других он будет меньше, и это не улучшит социальный климат в стране.
В качестве альтернативы я бы предложил индексацию зарплат, пенсий и социальных пособий.