Предложение сократить количество проверок для мобилизованных на службу в органы внутренних дел военнослужащих запаса выдвинуло МВД РФ, на портале правовых и нормативных актов опубликован соответствующий проект указа.
В пояснительной записке говорится, что «минимизировать перечень проверочных мероприятий при поступлении граждан на службу в органы внутренних дел по мобилизации для обеспечения оперативного комплектования подразделений МВД России» предлагается для «повышения эффективности деятельности по противодействию преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период мобилизации».
«В период прохождения службы по мобилизации испытания на присвоение квалификационного звания сотрудникам не проводятся, периодическая проверка на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, не осуществляется», — уточняют авторы документа виды сокращаемых проверок для указанной категории будущих стражей порядка.
Что касается мобилизованных граждан, то на службу в органы внутренних дел их могут принять как на вакантные должности сотрудников, «так и на должности в создаваемых на военное время специальных формированиях министерства». При этом соискатели должны быть «ранее не осуждавшиеся за преступление, а также не имеющие и не имевшие судимости».
Кроме того, «перевод и командирование в другую местность осуществляются без их согласия приказом министра внутренних дел РФ или уполномоченного руководителя». В то же время, «при переводе сотрудника, проходящего службу по мобилизации, на вышестоящую должность аттестация не проводится».
Мобилизованные сотрудники не должны предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера — семейных и личных.
В отношении их отменены также «иные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Председатель Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин затруднился оценить предложенное новшество:
— Мне пока известно о намерении принимать на службу в органы бывших сотрудников МВД, не имеющих судимостей. Если же мобилизация в органы МВД состоится, то наш парламент должен будет принять соответствующий закон.
Директор благотворительного учреждения «Право и Порядок», подполковник запаса МВД России Олег Иванников рассказал, что появление проекта указа вызвано напряженной кадровой ситуацией в органах внутренних дел.
— Сегодняшний некомплект в них достиг, можно сказать, критических значений. Можно точно сказать, что такой ситуации не было последние 25−30 лет.
Поэтому сейчас пытаются найти способ привлечь на службу в органы наиболее дисциплинированных и добросовестных граждан нашей страны, которые будут не только законопослушными сами, но и смогут заняться защитой общественного порядка.
Если спуститься по ступеням истории в 1990-е годы, эту проблему в ту пору решали путем создания альтернативной службы. Напомню, это когда вместо двух лет службы в Вооруженных силах России в возрасте 18−28 лет можно было отслужить установленный срок в милиции. Эта мера позволила решить проблему с некомплектом, без преувеличения сказать, на десятилетие. Сейчас очевидно, что мы должны внимательно изучить опыт прошлых лет и поступить аналогичным образом.
«СП»: Сейчас законодатели предлагают различные меры по преодолению кадрового дефицита в органах правопорядка…
— Наши законодатели предлагают большей частью полумеры и к должному результату они не приведут.
«СП»: Почему?
— Это меры долговременного характера, они рассчитаны на несколько лет. А нам проблему недобора надо решить быстро и на достаточно высоком уровне.
«СП»: В проекте указа предложено сократить количество проверок. Насколько это оправдано?
— На мой взгляд, это совершенно ошибочное предложение. Это может привести к проблемам прежде всего кадрового характера. Органы внутренних дел необходимо разделить на полицию и внутреннюю службу. Когда мы говорим о полиции, здесь проверка должна быть полной и всеобъемлющей.
Что касается внутренней службы, под ней имеются в виду подразделения обеспечения, научные, кадровые подразделения — те, кто не занимается напрямую охраной общественного порядка.
Для этой категории сотрудников допустимы сокращенные проверочные мероприятия, можно сделать некоторые допущения по здоровью. Потому что реформирование в этом ключе полиции чревато негативными последствиями. А вот в отношении внутренних служб подобные меры вполне допустимы.
«СП»: В проекте указа предложены кардинальные меры. Для их возможной реализации Госдуме потребуется принимать отдельный закон, или дело ограничится поправками в действующие нормы?
— У нас есть 3-й Федеральный закон «О полиции», в который могут внести необходимые правки и дополнения. Но основная проблема заключается в качественно низком уровне социального обеспечения сотрудников силовых органов. Они не обеспечиваются в должной мере жильем и прочими льготами.
Здесь необходимо возвращаться к практике советской эпохи, когда сотрудник советской милиции через три года добросовестной работы имел право получить жилье на территории региона, где размещалось подразделение, в котором он проходил службу. Пока не решен вопрос с предоставлением жилья, бесплатного и постоянного, проблемы с некомплектом будут иметь место.