Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Бизнес в России
20 декабря 2024 08:21

Продам железнодорожную станцию. Недорого

У подмосковного коллекционера, купившего вокзал, нашлись подражатели на Урале

5475
Продам железнодорожную станцию. Недорого
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

На сайте «Авито» появилось неожиданное даже для этой площадки объявление — о продаже железнодорожной сортировочной cтанции в Челябинске.

Она располагается на земельных учacткaх пpотяженностью более 10 км. Общая площадь — 40 тыс. квадратных метров. Длина железнодорожных путей 9800 метров. Станция продается вместе с двумя маневровыми тепловозами. Это не просто объект недвижимости, а налаженный бизнес. Грузооборот станции — 400 вагонов в месяц. У нынешнего ее владельца есть действующий контракт с ОАО РЖД.

Территориально станция находится в Металлургическом районе столицы Южного Урала. Продавец просит за объект 120 млн руб.

Трудно судить, насколько обоснована цена. Сравнить не с чем. Кажется, это единственное такого рода объявление.

Читайте также
Проблемный «Полет»: оборонный завод на Урале накопил слишком много странных долгов Проблемный «Полет»: оборонный завод на Урале накопил слишком много странных долгов В Челябинске затягивается расследование дела против бывших руководителей радиозавода

Кстати, с момента появления (9 декабря) его просмотрели более 800 человек. То есть интерес есть.

Впрочем подобные предложения на рынке не уникальны. В мае, например, на той же площадке выставили на продаже станцию «Ленинская» в подмосковном округе Домодедово. Что интересно: этот бывший железнодорожный вокзал — объект культурного наследия регионального значения. В 2020 г. на аукционе заброшенную станцию за 5,5 млн руб. купил местный бизнесмен и коллекционер Вадим Федорец.

Поначалу планировалось отреставрировать вокзал и открыть здесь выставочный комплекс LeninSky с экспозицией из артефактов жизни Ленина. Но потом планы изменились. И домодедовскую станцию площадью 1050 кв. метров выставили на продажу, но уже по цене почти в 100 раз выше — за 550 млн рублей.

В отличие от челябинского лота у этой станции есть очевидная историческая ценность. Именно отсюда в 1924 г. пошел в Москву траурный поезд с телом Владимира Ленина. В то время станция называлась Герасимовской, гроб с телом Ильича донесли до станции на руках.

К 30-летию смерти Ленина здесь построили вокзал в стиле сталинский ампир. Станция считалась красивейшей во всем СССР. Трехъярусное сооружение венчает шпиль с пятиконечной звездой из золотистого стекла. Вокзал снаружи опоясывают 24 колонны, внутри еще 12.

Эксперты по недвижимости изначально говорили, что покупка такого объекта у частного собственника не очень выгодна. Информации о продаже станции «Ленинская» найти не удалось.

Интересно, кто купит челябинскую сортировочную? В отличие от подмосковного лота в данном случае речь идет не об историческом объекте, а о действующем бизнесе. Один из опрошенных «СП» местных предпринимателей затруднился сказать, насколько перспективно покупать такого рода недвижимость. Другой признался: «Были б деньги, купил!»

Параллельно возникает вопрос: как такая сделка отразится на безопасности ж/д перевозок? «Свободная Пресса» направила запрос в Южно-Уральскую железную дорогу. Ответ пришел быстро:

«Сортировочная станция, указанная в объявлении, не относится к инфраструктуре ОАО РЖД и является подъездным железнодорожным путем необщего пользования частной компании. Данный путь примыкает к станции Металлургическая ЮУЖД. В месте примыкания частных подъездных путей к инфраструктуре Южно-Уральской железной дороги установлены специальные устройства, исключающие самопроизвольный выход подвижного состава на пути следования поездов. Угроза безопасности движения отсутствует».

Это, конечно, успокаивает. Но все равно остается вопрос: что можно сделать со станцией, да еще с двумя тепловозами? Не на металл же их пускать.

Вариант с выкупом территории с последующим перепрофилированием участка под жилищную застройку не очень логичен.

Место несимпатичное в плане строительства жилья, да и неудобное. Промзона, со всеми специфическими особенностями. К тому же использовать объект можно только по назначению. Хотя, конечно, получить разрешение на перепрофилирование — дело, в общем-то, несложное. Как говорится, были бы деньги.

Влад Феркель, челябинский краевед и издатель, по поводу продаваемой станции заметил:

— Улица Монтажников — глушь глухая… Там колония рядом.

Читайте также
Зарыть деньги в землю сегодня может только Буратино – спрос на участки за городом резко упал Зарыть деньги в землю сегодня может только Буратино — спрос на участки за городом резко упал Риэлторы не верят даже в залётных покупателей

Другой известный краевед Юрий Латышев в беседе с «СП» предположил:

— Если бы это был центр Челябинска, то перспективы «облагораживания» были бы прекрасные. А в Металлургическом районе, может быть, в этом случае отстанут от улицы Социалистической.

«СП»: Отстанут, если решат строить ЖК на территории этой станции?

— А почему бы и нет? Хороший пример — район Московского вокзала в Питере.

Стоит сказать, что на улице Социалистической в Металлургическом районе Челябинска сохранился так называемый «немецкий квартал», построенный трудармейцами в 40-х годах. С этого квартала не так давно сняли статус объекта исторического наследия. Краеведы опасаются, что власти захотят его снести в силу ветхости домов, в которых пока живут люди.

В то же время с точки зрения архитектурных особенностей этот квартал — одна из «фишек» Челябинска.

Сергей Якобюк, председатель правления регионального отделения Союза архитекторов, заметил: для того, чтобы всерьез говорить о перспективах станционного участка, надо сперва разобраться, какой у него разрешенный вид использования, не было ли ранее здесь нарушений законодательства, нет ли там прав третьих лиц:

— Нужно сделать запрос в Управление архитектуры. Поднять документы. Посмотреть градостроительную документацию, что там по закону может быть. Надо поднять также Правила землепользования и застройки.

В то же время Управление архитектуры Челябинска вопрос «СП» о возможности перепрофилирования участка, где находится продаваемая станция, переадресовало администрации города. На запрос в мэрию ответа пока не поступило.

В принципе, вполне возможно, что новый собственник будет использовать станцию по ее прямому назначению. Тогда никакого переоформления и не потребуется: будут, как раньше «паровозы» гонять.


Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал

Последние новости
Цитаты
Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Михаил Гинзбург

Диетолог, психотерапевт, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня