Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Экология
23 декабря 08:04

«Заводам придется ужиматься»: Челябинску обещано экологически чистое будущее

Сможет ли стать комфортным для жизни один из самых экологически загрязненных региональных центров страны

1766
На фото: губернатор Челябинской области Алексей Текслер
На фото: губернатор Челябинской области Алексей Текслер (Фото: Михаил Метцель/ТАСС)
Материал комментируют:

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер заявил об экологическом будущем столицы Южного Урала на заседании Челябинской городской думы.

Глава региона назвал одним из приоритетов развития Челябинска чистые воздух и воду, эффективное обращение с твердыми коммунальными отходами, переработку мусора.

«Будущее нашего города экологически чистое. Это решение президента, на это понадобится время. Но так будет», — высказался в ходе заседания городской думы Алексей Текслер.

История вопроса

До революции 1917 года крупных заводов с соответствующими выбросами в городе почти не было. До конца XIX века Челябинск оставался небольшим городом. Толчок развитию города дало окончание строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, которая соединила Челябинск с европейской частью Российской Империи.

Читайте также
"Моя твоя будет понимать": Урал начинает мигрантов  делать русскими по спецпрограмме «Моя твоя будет понимать»: Урал начинает мигрантов делать русскими по спецпрограмме Экзаменационные центры в Екатеринбурге осадили выходцы из ближнего зарубежья

В 1898 году рядом с железнодорожной станцией Челябинска построили первый в городе завод «В. Г. Столль и К», выпускавший сельскохозяйственные инструменты и инвентарь. Это был первый завод такого профиля на Урале. В то время этот завод, насколько можно судить, не создавал угрозы для окружающей среды. Да и вообще в те времена об экологии мало кто думал.

Дорожно-строительную технику на заводе, который во времена СССР стал носить имя челябинского революционера Дмитрия Колющенко, стали выпускать в конце 40-х годов. На заводе организовали литейное производство. Вот оно-то и стало наносить

ущерб окружающей среде.

О других предприятиях Челябинска в начале ХХ века напомнил в беседе с «СП» челябинский краевед Юрий Латышев:

— Были паровые мельницы (почти все находились в центре), кожевенные заведения. Все они заражали воздух. Также нужно учесть, что железная дорога работала на угле. Обогревались дома печками и готовили пищу на печках, использующих дрова и уголь. Первая электростанция работала на мазуте, потом с 1917 г. — на буром угле. И находилась она в центре города.

Кроме того, торговали мясом в центре города на Мясной площади (ныне бульвар Славы). Санитарные правила плохо соблюдались. 24 августа 1911 года газета «Голос Приуралья», например, писала: «Несмотря на то, что на Мясной и Южной площадях поставлены мусорные ящики, торговцы разбрасывают мусор, а иногда и кости по площади».

Та же газета писала ранее: «Возьмем хотя бы Мясную площадь, которая до сих пор не замощена и в ненастье на ней стоят лужи зеленоватой грязной воды, с неприятным запахом, который, несомненно, передается свежему теплому мясу.

Мясные лавки все открыты и туда свободно летит пыль. Мясо не у всех и не всегда закрыто пологами. Впрочем, в открытых лавках и пологи плохо помогают. Около лавок всюду валяются отбросы, сор. А отхожее место — своего рода шедевр, к которому ближе, чем на 20−25 саженей трудно подойти, настолько сильна вонь от него, а между тем оно находится рядом с мясными лавками".

Писательница Нечаева так описывала Челябинск в начале ХХ века:

«Во время дождя проезд по городу является почти невозможным. Лошади вязнут, колеса экипажей утопают даже и на мощеных улицах. В сухую же погоду малейший ветерок поднимает по всему городу целые вихри ужасной всесъедающей пыли».

Экологическое загрязнение периода СССР

В довоенный период в Челябинске активно строили промышленные предприятия. На этот процесс можно посмотреть с разных сторон. В 1929 году в городе заложили фундамент первого ферросплавного завода в Советской России. Это было очевидным промышленным

достижением. Но одновременно началось экологическое загрязнение. И на сегодня Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК) остается одним из главных экологических загрязнителей Челябинска.

В 1933 году вышел первый трактор производства завода ЧТЗ. В годы Великой Отечественной на базе завода путем соединения с эвакуированными предприятиями (прежде всего это Кировский завод из Ленинграда и Харьковский дизельный) было создано крупное машиностроительное производство.

С точки зрения негативного влияния на окружающую среду важно сказать о создании в 1935 году цинкового завода. А в 1941 году на базе других эвакуированных в город предприятий построили Челябинский металлургический завод (сейчас комбинат).

Много десятилетий оба эти предприятия были в числе главных загрязнителей атмосферы Челябинска. К ЧМК и сегодня много претензий у госведомств, контролирующих состояние окружающей среды.

В 1942 году в Челябинске построили трубопрокатный завод, еще одно металлургическое предприятие.

Экологическое настоящее и будущее Челябинска

Основные предприятия-зягрязнители атмосферы продолжают работать в городе по сей день. При этом на них проводится работа по очищению вредных выбросов. Тем более что по результатам проверок Росприроднадзора периодически выявляются серьезные нарушения и накладываются штрафы.

Читайте также
Продам железнодорожную станцию. Недорого Продам железнодорожную станцию. Недорого У подмосковного коллекционера, купившего вокзал, нашлись подражатели на Урале

Пять лет назад в России стартовал национальный проект «Чистый воздух». Его цель — снизить вдвое уровень загрязнения атмосферы в ряде крупных городов страны, включая и Челябинск

Чтобы выполнить эту задачу, проводят модернизацию промышленных предприятий, экологизацию коммунальной и транспортной инфраструктуры.

В столице Южного Урала важным моментом стало решение о выносе ЧЭМК за пределы Челябинска. Решение было озвучено президентом Путиным в начале года на встрече с губернатором Текслером. Весной этот комбинат был национализирован. Самое вредное производство на предприятии планировали закрыть еще к 1 марта. Однако эта задача осталась пока нерешенной. Не так-то все просто с технической точки зрения. К слову, в 2013 году такая идея уже обсуждалась. Но так ничего и не произошло.

Теперь губернатор предполагает, что на решение подобной задачи потребуется семь лет.

Бывший заместитель министра экологии Челябинской области, ныне директор экспертного бюро «Экостандарт-консалтинг» Виталий Безруков, в беседе с «СП» заметил по поводу планов губернатора обеспечить экологически чистое будущее Челябинска:

— В данном случае губернатор имеет в виду чистое небо от вредных выбросов промышленных предприятий. Это те компоненты, которые нам не видны, но они наносят вред здоровью жителей. Нужно понимать, что серую дымку от пыли никто разом не уберет. Здесь необходим иной комплекс мер и борьба с автомобилями. Нужно понимать, что снижение должно быть комплексным. Помимо модернизации заводов и снижения их выбросов, необходимо работать с городским загрязнением от заводов, ЖКХ, строительства.

Когда мы приведем заводы в порядок, то и вредные выбросы ядовитых веществ будут меньше. Это самое главное.

Но что касается эстетической картинки, здесь придется ужиматься как заводам, так и обычным гражданам.


Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня