В преддверии Нового года постоянным героем новостей предсказуемо стал Дед Мороз. Правда, сюжеты о сказочном персонаже больше напоминают политические сводки.
В городе Ирбит Свердловской области властям пришлось извиняться за свой новогодний креатив: памятник Ленину там переодели в костюм Деда Мороза, а монумент Екатерине II обрядили Снегурочкой. «Чтобы не обострять ситуацию и не провоцировать никого на необдуманные поступки, принято решение сегодня костюмы снять», — пошёл на попятную городской глава Николай Юдин. «Добрее нужно быть», — упрекнул он при этом земляков.
Оправдываясь, политик сослался на пример Москвы. Мол, в столице тоже однажды нарядили в костюм Деда Мороза памятник князю Юрию Долгорукому (перед мэрией на Тверской), основателю города. Действительно, было дело. Вот только в 2005-м ещё году. Своего рода детская болезнь. С тех пор чиновники в центре сильно поумнели. Но до Урала, конечно, доходит долго — спустя 20 лет. На телеге доехать быстрее…
Неудивительно, что жители Ирбита увидели в фешн-упражнениях мэрии кощунство. «Были памятники, стали вешалки», «Нездоровая фантазия!», «Конопли, что ли, переели?» — цитируют СМИ реплики горожан. «Постройте лучше горку большую детям! — возвращает власти на землю — к главному зимнему празднику, одна из местных жительниц. — Вот это будет весело! Как все дружно катались! И дети, и взрослые! Для кого этот маскарад!»
Интуиция не подвела. Оказывается, ещё летом ирбитские чиновники пытались переименовать центральную площадь из Ленина в Торговую. Но большинство жителей проголосовало против. С учётом покушения на памятник Ленину в уральском городе Ревда, можно заподозрить определённую политическую линию. Но лучше не надо. Может, всё дело в творческом «задоре» чиновников?
Но если в России пертурбации с образом Деда Мороза можно и нужно (чтобы не разжигать) списать на неумелую изобретательность клерков, то на Украине так не получится. Там отрицать наличие политики буквально во всём невозможно — слишком сильны страсти. Поэтому бандеровцы кричат, что правильный Дед Мороз — это «Святий Миколай».
Странно только, что символом Нового года выбран всё-таки местный, украинский, а не западный персонаж — Санта-Клаус. Ведь во всём остальном националисты, оппонируя «москалям», предпочитают сразу же присягать чужому дяде. Будь то религиозные вопросы (дата празднования Рождества) или военно-политические (Америка и Европа — наше всё). Да и памятники там не наряжают, а сразу сносят. И Ленину, и Екатерине II, и даже Пушкину.
Тонкий момент со Святим Миколаем ловко обыграли неизвестные авторы из РТ. Снятый ими видеоролик моментально набрал миллион просмотров и, наверняка, наберёт в разы больше, ибо апеллирует к самой больной для украинцев теме — насильственной мобилизации. Святий Миколай там стучит в заиндивевшее окошко девочки лишь для того, чтобы проникнув в дом, открыть изнутри дверь бойцу ТЦК*, который уведёт её папу на Донбасс, в окопы.
Пичкает предновогодним безумием украинцев и британская ВВС. «Будьте осторожны с публикациями фотографий с новогоднего стола — в соцсетях не перестают говорить о „декоммунизации“ этого, казалось бы, невинного салата [оливье]», — говорится в материале. В статье также приводятся комментарии из социальных сетей, авторы которых выступают против того, чтобы украинцы готовили это популярное блюдо на Новый год.
В отличии от «внешних» украинцев, оспаривающих лишь конкретную разновидность Деда Мороза, но не покушающихся на сам образ доброго новогоднего старичка (делим с ними один огород), высказывания муфтия Москвы Ильдара Алаутдинова в адрес зимнего русского «бабая» имеют признаки чуть ли не цивилизационного противостояния. Конечно, это ведь теперь модная тема и всем хочется высказать своё ценное мнение…
«Дед Мороз и его внучка Снегурочка — вымышленные персонажи, поэтому верующие мусульмане ассоциируют их с мультяшными героями, не более того. Никакой чудодейственной силой они не обладают», — заявил муфтий, подчеркнув, что «свои желания и просьбы нужно адресовать Господу». Кстати, это тот самый муфтий, который говорил про многожёнство в РФ, но Совет улемов ДУМ решил не обострять и отозвал фетву.
Уважая мудрость Совета улемов, не грех проявить ответную сдержанность. Тем более, это нетрудно. И Дед Мороз и Снегурочка — объекты внимания только детей. Причем, в раннем возрасте. Более того, одним из признаков взросления среди детей как раз считается неверие в Деда Мороза. О чём они сообщают друг другу с важным видом, будто поверяя великую тайну. Разве не так? Отцы и матери знают. Так что проблема решается естественным путём.
Не надо быть специалистом по возрастной психологии, чтобы догадаться, что эти несколько лет наивной веры в волшебство, видимо, необходимы детям для нормального развития. Даже брутальные большевики, отменившие было Деда Мороза в революционном задоре, как чуждый пролетариям элемент, к 1935 году опомнились и вернули дедушку на место. Для этого Постышеву пришлось написать статью в «Правду». Против правды не попрёшь!
В дореволюционный период, Дед Мороз встречался на страницах русских сказок Афанасьева и в сборнике Одоевского под псевдонимом «Мороз Иванович», живущий в ледяном доме. Мусульманские народы России, например татары, имели свой «аналог», которого звали Кыш Бабай — Зимний дед. Была у него и снежная дочь — Кар Кызы. А у кабардинцев — суннитов, был и есть Уэс Дадэ.
Другие коренные народы нашей страны тоже имеют свои традиции. Удмурты знают Тол Бабая, карелы — Паккайне (Морозец), марийцы — «Холодного дедушку» Йушто Кугыза в белом тулупе, чуваши — Хель Мучи с внучкой Юр Пике и говорящим нерусским (чувашским) самоваром. А буряты — драконистого Саган Убген. Ямал Ири с полуострова Ямал, само собой, стучит в бубен… Есть и другие. Так что не будем слишком строги к традициям предков.
На стороне Деда Мороза (или здравого смысла?) выступил, конечно же, Владимир Путин. Сам, в некотором роде и дед, и «мороз по коже» - в отношении недругов нашей страны.
Так вот, он, верховный главнокомандующий, прямо заявил однажды девочке во время предновогоднего посещения Манежа: «Все нормальные приличные люди должны верить в Дедушку Мороза. Так что мы с тобой единомышленники». Есть кто против?
* ТЦК — территориальный центр комплектования, аналог военкоматов в РФ